Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Когда еще я слушал оперы

Предыдущий пост сквозь годы
К сожалению, сейчас не слушаю, В смысле, не слушаю целиком, фрагменты, ария, ансамбли и увертюры - регулярно. Но вот так чтобы взять да посмотреть и послушать целую постановку - не получается. НЕльзя сказать, что нет времени. Видимо, нет желания. Трудно сказать, почему, но на данный момент вот такая ситуация.
А было иначе, и не так давно. Свой старый пост я решил проиллюстрировать записями другого спектакля, но с теми же исполнителями, чтобы не быть голословным.
Allora

О прекрасном

18 февраля 2007 года

Два воскресенья канал Культура дарит - мне, по крайней мере - встречи с прекрасным, высокопарно выражаясь. То есть - трансляции моих любимых опер.
Теперь конкретнее...

Правда, неделю назад выбор был не вполне удачный. "Богема" Пуччини из швейцарского города Люцерна, что на берегу Боденского озера, где и находится так называемая Seebühne. Гигантская сцена в виде причала, перед которой сидят три тысячи зрителей. Там, конечно, лучше регату проводить, чем оперу петь. А если уж петь, то никак не "Богему"! "Аиду" можно попробовать, "Бориса Годунова", что-то еще эпически-массовидное.
"Богема" - опера великая, третий и четвертый ее акты входят в сокровищницу мирового музыкального театра. Но она камерная. На стадионе, на площади или монструозных подмостках-причале ее ставить нелепо. Но вот попробовали.
Меня не смутили современные костюмы и стиль среднеарифметического неореализма. Стиль этот для этой оперы про бедных поэтов, художников, музыкантов и их подружек вполне подходит. И Вильясон (которого совершенно напрасно называют Виллазоном, он латиноамериканец, и фамилию надо на испанский лад произносить) органично вписывается в этот стиль. И поет он неплохо (хотя есть куда прогрессировать), и играет очень хорошо.

Но смутили микрофончики у певцов. Иначе их не услышат, но это уже не опера, извините.
Смутило и то, что оркестра было почти не слышно, да и то, что было слышно, звучало вяло, инертно и без пуччиниевского, в хорошем смысле, надрыва. Дирижер - какой-то Ширмер, австриец, явно не высшего класса, а, может быть, его странные сценические условия, больше подходящие для водных процедур, выбили из колеи.
Но все равно "Богема" - это прекрасно.

А вот сегодня был "Отелло". Великолепный спектакль, на нормальной сцене. Режиссер - Лев Додин, между прочим, художник - покойный Давид Боровский. Дали высокий класс. Без оперной пышности, умно и лаконично.
С исполнителями - по-разному. Оркестр замечательный, огнепоклонник Зубин Мета у пульта. Аж дух захватывает! Замечательная Дездемона - Барбара Фриттоли. Сопрано номер один на сегодня, нет сомнений. Она и стала главной героиней и центральной фигурой. А вот сам Отелло... Ну, Владимир Галузин певец хороший. Но что-то у него не так с тембром. Голос сильный, мощный, с почти баритональными нотами, однако не то что бы противный... Красоты нет. И кулисы грызёт. В меру грызёт, Додин как мог, поработал. Но грызёт ведь!
Увы, не Марио дель Монако и даже не Пласидо Доминго. Ну а Яго, некоего Гуэльфи, точнее Гвельфи (Guelfi, так ближе к итальянскому произношению), в самодеятельности соседней кондитерской фабрики, похоже, нашли. Толст почти как Паваротти, а вот петь толком не научился. Очевидно, его Додину и Мете навязали как продукцию местных баритонопроизводителей.
И всё равно прекрасно!

Напоследок два замечания. Музыкальная трагедия Верди конгениальна Шекспиру, это все знают. Я считаю, что "Отелло" - это высшее достижение оперного искусства. Кульминация. Дальше были только Пуччини с Шостаковичем, и опера благополучно скончалась. Но это отдельная тема. Однако есть грешок! Задушенная (!) Дездемона слишком долго поет.
Кстати, у Пуччини таких нелепостей нет. У него в операх не поет ни один покойник. Все прекрасные арии выдаются персонажами ДО смерти. Но это так, пустяк, условность, с которой можно смириться.

Владимир Галузин



Барбара Фриттоли

Tags: музыка, прекрасное, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Манфред Мэнн - 80

    Manfred Mann, настоящее имя Michael Sepse Lubowitz. Южноафриканский и британский клавишник, аранжировщик и композитор. Музыкант то есть. Всякие…

  • Metro-Moscow. Селигерская

    Есть и такая станция метро, у черта на рогах. Ничего интересного в ней нет

  • Дневной поезд

    Режиссер Инесса Селезнева. Фильм - почти шедевр. Хотя почему почти? Я его когда-то давно видел урывками, запомнил несколько эпизодов, и вот впервые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments