Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Реймонд Карвер. Непохожий на Чехова и Хемингуэя


Во-первых, спасибо фильму "Бёрдмен", заставившему меня обратить внимание на этого замечательного писателя.
Во-вторых, в предисловии А. Зверева, выдающегося литературоведа-американиста (без преувеличения), мне, что называется, все уши прожужжали тем, что Карвер любил и учился у Чехова с Хемингуэем (правда, нет других советских бредовых глупостей насчет "загнивания" или "непонимания классовой борьбы").
Да, любил. Возможно, чему-то научился, но он - самостоятельный и самодостаточный прозаик, абсолютно сам по себе и не похож ни на этих двух, ни на прочих разных писателей.

Насчет Чехова, типа лирическое отступление. В принципе, как из "Шинели" Гоголя вышла русская литература, так из Антон Палыча вышли практически все англоязычные авторы short stories, в широком смысле. А вот с драматургией того же Чехова вышло криво и не прямолинейно. С одной стороны, его пьесы, особенно Вишневый сад, стали фактически национальной английской литературой и театральным репертуаром наряду с Шекспиром. С другой стороны, на английскую драматургию они почти никак не повлияли, за исключением нескольких давно забытых беспомощных попыток, в которых я в свое время копался, будучи аспирантом. Да и английской драматургии как явления не было вплоть до "рассерженных" молодых людей, взорвавших все каноны, был только сплошной Бернард Шоу (отдельная тема), да всякая мелкота типа Ноэла Кауарда или Кристофера Фрая, авторов талантливых, но маргинальных, да их тут и не знает никто, и не надо.
Была еще великая американская драматургия О`Нил - Уильямс - Миллер, но это вовсе особая тема, там без влияния Чехова не обошлось, но всё более сложно и синтетично.

Ну а Реймонд Карвер - писатель удивительной простоты, в которую, похоже, впал с самого начала. Его рассказы, короткие, ясные, чистые, как детская слеза, очень американские, и действуют в них типичные рядовые американцы, но это неважно, не принципиально, потому что это человеческое повествование о подробностях из жизни людей. Незначительные, порой микроскопические подробности, но за каждой такой формальной мелочью разверзаются бездны немыслимой глубины. Да, именно так.
Короткие фрагменты бытия, истории без развязок, без happy или unhappy end`ов - необъятны, как эпос. Только эпос лаконичный и без кричащих эмоций. Карвер очень четко соблюдает диапазон между комедией и трагедией, не впадая ни в одну из крайностей - в отличие, кстати, от того же Чехова, который отнюдь не был так сдержан.
В общем, Карвера надо читать. Он не так много успел написать, прожил всего 50 лет, вёл нездоровый образ жизни, да его обстоятельства жизни были таковы, что иначе никак, да и алкоголизм - чуть ли не родовой признак настоящего американского писателя...
Tags: литературное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments