Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Мои исторические публикации. Эй, ромалэ!

Предыдущая публикация

Тут неуместно "Вперёд в прошлое", так как День цыган никто не отменял пока, а именно этому международному дню и была посвящена заметка. Местами немного казённая - жанр такой, и писано для солидного сайта солидного информагентства.
С цыганами в России и впрямь непросто. Еще Лев Толстой умилялся устами Феди Протасова их "не свободе, а воле", любят у нас этот "вольный" народ, но странною любовью: постоянно утверждается, что они все торгуют наркотиками, например. Ну а пару лет назад Дмитрий Быков пренебрежительно отозвался о них: "истребление евреев (и, как частный случай, цыган)". Это у него "частный случай", видите ли. Тьфу!
Короче говоря, тема интересная.
Вот

Цыган в России - больше, чем цыган

Международный день цыган отмечают 8 апреля каждого года представители этой своеобразной народности. Праздник был учрежден в 1971 году на Конгрессе цыган всего мира, куда съехались посланцы более 30 стран и всех континентов, объединившиеся в Международный союз цыган.
Официальной целью создания конгрегации стала борьба за сохранение самобытности и культуры своего народа. Кроме того, учредителями двигало естественное стремление исправить историческую репутацию соплеменников. Реабилитировать себя в глобальном масштабе.

Репутация цыган на самом деле оставляет желать лучшего. Были на то и объективные, и субъективные причины. Народ кочевой и вольнолюбивый, они не вмещались в рамки общепринятых правил и жестких государственных установлений. Подобный бесконечный "праздник непослушания" не может не раздражать как правителей, так и завистливых соседей.
Законы против цыган принимались на протяжении веков в самых разных монархиях и республиках. В Англии традицию заложила Мария Тюдор, вошедшая в историю под эпитетом Кровавая. Она была современницей Иоанна Грозного, но в России вольное кочевое племя появилось намного позже, и борьбу с ним начала императрица Елизавета Петровна. Властители постоянно пытались оседлать стихию - то есть, сделать кочевников оседлыми. Причем, продолжали и развивали эту тенденцию, невзирая на революции и смены режимов.

Царизм старался загнать цыган в государственное "стойло" (вполне корректная метафора, если учесть особую страсть загоняемых к лошадям), и советская власть подхватила эстафету у государей-императоров. Кочевые - а следовательно, неподконтрольные - граждане были решительно неуместны в "государстве рабочих и крестьян". В конце концов, неоседлых цыган попросту приравняли к тунеядцам.
В ответ власти получали вполне закономерный результат. Вот что пишет по этому поводу Ефим Друц, писатель, этнограф и главный отечественный цыгановед (есть такой термин): "Большинство таборных цыган, говоря откровенно, было как бы вне закона, являлось асоциальным. Они сами по себе стояли обособленно по отношению к остальному обществу и, с другой стороны, пусть и не слишком явно, отторгались от него".

Эти слова были сказаны в конце 80-х годов, в разгар перестройки, но имеют отношение к самым разным временам и странам. Однако асоциальные, обособленные, отверженные обитатели государства тоже хотят выжить. Немалая часть хотя бы формально принимает условия власти, а остальные неизбежно вступают в противоречие с законом. Впрочем, оседлые сородичи их покрывают и им помогают - племенную солидарность правителям истребить не удалось.

Так создавалась и распространялась по миру эта репутация, этот специфический "имидж" цыганского народа. Но в России, благодаря усилиям корифеев русской литературы, начиная с Пушкина, этот образ был окутан романтическим флером. Не только в России, если вспомнить вышедшую из-под пера французского писателя Проспера Мериме испанскую цыганку Кармен, которая, между прочим, нарушает закон - активно сотрудничает с контрабандистами и является, как ни крути, криминальным элементом.
Однако русская классика эту сторону жизни цыган не педалировала, а занималась более фундаментальными вопросами. Отношение к предмету обсуждения и изображения хорошо выражено в восторженной реплике Феди Протасова, героя пьесы Льва Толстого "Живой труп", который слушает цыганский хор и говорит: "Это не свобода, а воля". А замечательный русский писатель ХХ века Юрий Домбровский (который утверждал, что его родословная исходит из табора) так обозначил в своем малоизвестном эссе "Цыганы шумною толпою" главный нерв цыганской темы в отечественной литературе:
"Если человек, отрезав себя от общества, обрел тем самым неограниченную внутреннюю и моральную свободу, то какие же нравственные нормы все-таки остаются для него обязательными? И что это значит - нет человека свободнее цыгана? Свободен ли он также от велений совести? Ну, одним словом, живут ли "мучительные сны" "и под издранными шатрами"?.. Цыганская тема в русской поэзии рассматривалась как тема самоосвобождения от общества, от его тягот и забот, от раздумий о завтрашнем дне, - словом, как свобода чувствовать, петь, творить, веселиться и не верить в ад. Но и тогда в его количество почти неограниченных цыганских свобод, в разгул этот никогда не входила свобода от морали и от обязательного знания добра и зла".

Можно сказать, что в России образ цыгана, а особенно цыганки, был поднят на недосягаемую высоту. И культуры наших народов, несмотря на все глубокие различия, не просто взаимно обогатили друг друга, а слились до степени неразличимости. В этот процесс внесла свою лепту советская власть, под руководством которой был основан первый и единственный в мире государственный цыганский театр "Ромэн".
И все это - несмотря на преследования, о которых было рассказано выше. Такая диалектика: именно благодаря неискоренимому свободолюбию цыгане смогли пронести сквозь века свои уникальные родо-племенные и национальные черты.
Зато и заплатили за свою тягу к вольности страшную цену: в Третьем Рейхе Адольфа Гитлера их просто безжалостно истребляли (тут тоже есть ядовитая и мрачная ирония: ведь именно цыгане, выходцы из северо-западной Индии, были самыми настоящими арийцами). Однако они уцелели и сумели противостоять ассимиляции даже несмотря на то, что подавляющее большинство перешло к оседлому образу жизни. И сегодня имеют возможность готовиться к своему международному празднику.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments