Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Про Эльдара Рязанова без придыхания

Предыдущий пост сквозь годы
Когда я это писал, мэтр был жив и здоров. Так что я имел полное право высказать своё мнение.
Некоторые оценки некоторых его фильмов я с тех пор пересмотрел, но только снятых до перестройки.
Три из них я не случайно включил в число лучших кинофильмов советского периода.
По поводу поздних его картин я был еще мягок и сдержан. Можно было и пожестче покритиковать.
Ну а что касается личности, то тут уж извините, талантливые люди, а тем более гении часто бывают невыносимыми и склочными людьми.
Ну и вот

Эльдар Рязанов

11 декабря 2006 года

Кокетничает сейчас на Эхе, мурлычет, как кот, купается в волнах обожания, которыми его обдает ведущая и подобострастные радиослушатели. "Надо критически к себе относиться!" - говорит, а сам ждет, чтобы его лишний раз гением и великим назвали. Упивается.
Нормальное поведение для человека искусства. Самовлюбленный, эгоцентрист, интересующийся только собой, считает себя величайшим кинорежиссером, причем автором серьезных, а - не дай бог! - не развлекательных фильмов. Ну и что? Все они такие.
И им простительно - если это хоть частично соответствует действительности. Сегодняшней действительности. А не прошлым историческим заслугам.
Эльдар Рязанов, увы, - бывший художник. Последние лет 15 он - ремесленник, и весьма средний. Вот так случилось.
Спору нет, он снял несколько шедевров, немало хороших фильмов и несколько крепких, пользовавшихся популярностью в народе, то есть эдакой попсы. Не все, но многие фильмы не устарели. И уже за это можно ему памятник поставить. Лишь бы не снимал новых! Всё его искусство/творчество осталось в прошлом. Он исписался, как может исписаться прозаик или поэт. Кстати, насчет его стихов этого не скажешь, они остались на таком же уровне, на каком и были всегда: типичная сентиментальная лирика образованного графомана.
Шедевры известны. "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы", "Служебный роман". Хорошие фильмы перечислять долго, остановлюсь на тех, которые, на мой взгляд, не устарели. Это "Гусарская баллада", "Человек ниоткуда", "Зигзаг удачи", и, как ни парадоксально, "Гараж". Нравы-то ничуть не изменились, замени гаражи коттеджами или мерседесами, которые по льготным ценам или со скидкой, и все то же самое.
Безнадежно устарела "Карнавальная ночь", да мне этот приторный водевильчик с насквозь фальшивой Гурченко никогда не нравмился, а ностальгии по 50-м годам у меня нет. Я тогда еще не родился. Стремительно устарела "Мелодия для флейты". Но о ней чуть позже.
Были у него и фильмы, которые я не люблю, но народу они нравятся. Например, "Вокзал для двоих" или "Жестокий романс", примитивные мелодрамы, особенно обидно за "Бесприданницу" Островского, великую пьесу, достойную великой актрисы (а не пустой красотки, говорящей чужим голосом) и глубокой разработки характеров. Ну и "Бедный гусар" - очень странная картина, но хотя бы смешная.
То есть до поры до времени Рязанов снимал фильмы двух типов:
Настоящее искусство для всех, и для народа и для высоколобых (шедевры)
Ширпотреб для народа, но высокого качества - "Романс" и прочие.
И странный "Бедный гусар", насквозь пронизанный литературными аллюзиями, предназначенный больше для высоколобых, чем для народа.
Но он был мастером и художником. А потом случился запотык. Случился он на "Мелодии для флейты". Крепенькая антибюрократическая комедия, золободневно вписанная в перестройку, вдруг получила безумный финал, полный мистики самого низкого пошиба. Комедиографа понесло в философы. Это бывает. Но его понесло и дальше. И появились дикие "Небеса обетованные" - кинобред, временами спасаемый замечательными актерами и остатками режиссерского мастерства.
А дальнейшие работы уже никто и ничто спасти не смог. Все эти "Клячи", "Окно в спальню", "Предсказание" и еще одна нескладная картина с Александром Абдуловым (название забыл) лучше бы никто не снимал. Тем более - Эльдар Рязанов. А он все лудит и лудит, изготавливает фильм за фильмом, не может остановиться.
Сам по себе он вполне в своем уме, прекрасно говорит, рассуждает, шутить не разучился. Но его кино последних 15 лет - это обыкновенный маразм. Киномаразм.

Почему так случилось?
Диагноз ставить не могу. Но Рязанов просто в точности повторил судьбу своих современников Евтушенко, Вознесенского, Окуджавы и Искандера (были и другие, но эти - самые крупные). Параллельно со смертью СССР и советской власти они тоже умерли как творческие единицы. Механически продолжали что-то писать, сочинять, издавать, но это уже было обычное графоманство.
Обидно, что так вышло. Но мне особенно обидно - как бывшему театроведу, наверное, ранее не чуждому миру искусства - что все критики стыдливо молчат и не пишут об этом прямым текстом. И если вышеупомянутые поэты и писатели хоть изредка подвергаются серьезному и объективному анализу, то о Рязанове пишут, словно о мертвом - или хорошо, или ничего. То есть просто-напросто врут. Противно это. Эти "священные коровы" мне еще в советское время надоели, отчего я и ушел из театральной критики (в кинокритике было то же самое). А они оказались неистребимы.
ЗЫ И вот ведь еще что смешно. В советские годы многих талантливых и одаренных людей не критиковали за их явные провалы и неудачи, потому что из этой критики могли быть сделаны оргвыводы. А сейчас-то чего и кого боятся? Правда о Рязанове, о том, его последние фильмы не имеют никакого отношения к искусству, никак не повредит его связям с продюсерами. Он уже стал брендом, в который всегда найдется желающий вложить деньги.
Боюсь, что просто такова уж холопская натура наших критиков. И потому им суждено остаться всего лишь обслугой, которую можно и нужно презирать и унижать
Tags: кино, фильмы-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments