Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Моё завещание. Глава 8. Неаполь. Помпеи

Седьмая глава
Я-портрет
Неаполь подо мною. По дороге из Рима в Помпеи

С острова Капри перелетим на соседние острова и выйдем на берег Неаполитанского залива. Острова - это Искья (Ischia, немцы произносят Ишья) и Прочида, на первом я жил, на втором побывал, он ничем не замечателен. Про Капри я уже рассказал.

Увидеть Неаполь и...

Вдоль залива я поездил несколько раз, был в Сорренто (Torna a Surriento - на неаполитанском диалекте, но, к сожалению, едва ли случится туда вернуться), в Амальфи, в потрясающем городе Позитано, расположенном прямо на вертикальном склоне, в древних Помпеях и Геркулануме/Эрколано. На Везувий взбираться не стал, только любовался на этот устрашающий вулкан со стороны, он в любой миг может проснуться, и тогда вновь случится трагедия, не менее страшная, чем та, что произошла в 74 году нашей эры, и еще несколько раз потом.
Дело в том, что на склоне вулкана находятся несколько городков, и их соединяет одна единственная, очень узкая дорога. При этом существует подробный план эвакуации, согласно которому жителей этих городков вывозят не всех сразу, что технически невозможно, а по очереди. То есть, пока будут эвакуировать первый населенный пункт, обитатели других должны терпеливо дожидаться своей очереди. Понятно, что это неосуществимо, никто дожидаться не будет, все ринутся одновременно и неизбежно подавят до смерти друг друга. Опыт, увы, показывает, что при давке погибает намного больше народа, чем непосредственно от вулканической лавы

Но не будем о грустном.
Во всей Италии, как известно, днем замирает жизнь, даже в будние дни и даже на трудолюбивом Севере (хотя там это не настолько тотально). Закрываются почти все магазины, и поесть почти негде. Работают одни лишь Макдоналдсы и Автогрилли вдоль шоссе, но эти заведения, мягко говоря, не совсем аутентичны.
Ну а в Неаполе, по-моему, не работает практически никто и никогда. На редкость рас..здяйский и лентяйский город.
Кроме того, меня заранее пугали мафией и повальным воровством. Мол, вырывают сумки из рук грабители на мотоциклах, лазают по карманам... И в самом деле - даже в местной электричке, идущей из Неаполя в Помпеи, звучат объявления по радиосвязи с предостережениями: дескать, берегите карманы. Не могу ничего сказать по этому поводу. Ни одной попытки обокрасть меня не было. Возможно, мне просто повезло.

Неаполь отличается еще тем, что он не музейный город. В нем, безусловно, есть всё, чем приваживают туристов - старинные улочки, дома, соборы, но всё это живет своей жизнью и решительно не обращает на тебя внимание.
Да, в Centro Storico Рима, в Венеции, Флоренции, в Сиене, в Вероне в старинных кварталах-районах тоже живут современные люди. Но они все-таки живут внутри, отгородившись от внешнего туристического мира запорами, замкАми и толстыми стенами. Фасады и улицы все равно превратились в музейные экспонаты.
В Неаполе этого не случилось. Народ живет совершенно открыто, примерно, как в старом Тбилиси. Непременные толпы организованных туристов проходят сквозь эту жизнь, абсолютно с ней не соприкасаясь, даже не пересекаясь.
При этом напрочь отсутствуют правила уличного движения, равно как для автомобилей, так и для велосипедистов, мотоциклистов и пешеходов. Происходит поразительное Броуновское движение всех и вся, но никто никого не задевает (при мне, во всяком случае), водители непременно останавливаются, уступают дорогу пешеходам.
В этом, на мой взгляд, особенность Неаполя. В каком-нибудь Каире, например, тоже не существует правил уличного движения, но там водители не пропускают пешеходов и плюют на дорожных полицейских. В Неаполе я таких полицейских не видел в принципе.

Живые и мертвые

Помпеи - на контрасте - огромный мёртвый город. Честно признаюсь, мне, как правило, бывает скучно в античных развалинах. В отличие от средневековых городов и городишек, оттуда давным-давно ушла жизнь. Только камень, камень, камень. Не за что зацепиться глазу и душе.
Это можно сказать и про Геркуланум/Эрколано, развалины Остии под Римом, многочисленные греческие руины в Греции и Турции и так далее, и тому подобное.
Однако развалины города Помпеи стоят несколько особняком. Там есть свой оживляж. А именно - лупанар и всё с ним связанное.
Лупанар (приют волчиц) - это древний публичный дом. Вернее, целый квартал таких домов. Город-то был портовый (море с тех пор далеко отступило), и там некогда кипела, била стремительным домкратом самая разнузданная сексуальная жизнь

Бляди, сэр!

К кварталу лупанаров в Помпеях ведут древние указатели посреди улиц - в виде каменных пенисов, или фаллосов, если на греческий лад. Девушкам некоторые раскованные гиды предлагают на них попрыгать, чтобы личная жизнь удалась.
Мы шли маленькой группой из пяти человек, нашим гидом была очаровательная русская молодая дама, живущая в Италии, которая очень стеснялась, когда рассказывала обо всех этих деталях. Да и указатели эти "пенистые-членистые" не сразу заметны, их первой смогла разглядеть другая девушка, из нашего крохотного коллектива, к негодованию ее мужа. По-моему, они были молодоженами, и прыгать на каменных фаллосах ей было уже ни к чему.
Лучше всего сохранилось одно из зданий "учреждения любви". Больше всего меня удивили размеры комнат и каменных лож, которые трудно назвать кроватями. Кажется, что вдвоем на таких ложах могли уместиться разве что карлики, причем очень тощие карлики.
Неужто за прошедшие тысячелетия настолько увеличились людские параметры? Увы, умнее человечество с тех пор точно не стало.

На стенах лупанаров, то лучше, то хуже заметны были неприличные фрески. Однако самые яркие и интересные из них перенесли в Неаполь, в Национальный музей.
В музее есть Cabinetto Segreto. Юношам и девушкам до 18 лет вход туда запрещен. И правильно. Такого пиршества разврата ни в какой порнухе не увидать. Фантазия богатеньких древних римлян - а скульпторы и художники только выполняли заказы - била через край. Эротика без берегов.

Спираль искусства

Но для меня важнее и интереснее другая мысль, тоже вынесенная из Помпей. Связанная с историей искусств.
Помпеи ведь были глубокой периферией Римской империи, ее Италийской части, что-то вроде нашего Новороссийска, Туапсе, Геленджика. Так случайно вышло, что только на этой периферии - "благодаря" извержению Везувия и вулканическому пеплу - смогли сохраниться образцы живописи античных веков. Всё остальное давно безвозвратно погибло (скульптура, естественно, оказалась более живучей).
Можно только попытаться вообразить, глядя на эти, явно второстепенные, подражательные фрески, насколько высокого уровня достигла живопись к первому веку нашей эры в Древнем Риме, если даже эти периферийные, провинциальные эпигоны были столь блистательны. Всё уже было известно художникам той эпохи, и перспектива, и сфумато. Всё!
Куда ж это всё потом исчезло на тысячу лет? Только к XV веку европейские художники, да и только лишь некоторые, вернулись на уровень, давным-давно достигнутый помпейскими заштатными мастерами.
Вот и выходит, что история искусства развивается по спирали.

Я на развалинах города Помпеи
Я-Помпеи
Это Везувий. Пока он спит
Неап-Везувий

НЕап-Везувий-1
Типичный Неаполь
Неаполь-бельё
Визитная карточка Неаполя. Замок Кастель Нуово, в нем расположен музей, в котором царит удивительный и уникальный бардак. Ничего нельзя понять, нет указателей, а служители ничего ни о чем не знают. Или им лень отвечать на вопросы
Неаполь-замок
Парикмахер, который меня стриг в Неаполе. Я даже знаю, как его зовут - Джино Сармьенто
Неап-Куафер
Вот его Персональная записная книжка-визитка. Виа Трибунали - удивительная улица, она кажется пешеходной, да и то по ней пройти нелегко, слишком узкая, но по ней тем не менее ездят не только велосипедисты и мотоциклисты, которые в Италии ездят везде, но и автомобили (!), правда, очень маленькие


Помпеи. Фрески, скульптуры-1. Первая часть
Помпеи. Фрески, скульптуры-2. Вторая часть

Необязательные мемуары
Tags: история, лытдыбр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments