Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Советские мультфильмы. Знакомые картинки

Предыдущий мультфильм
Отступим на год назад. Этот короткометражный мультипликационный фильм 1957 года (несколько сатирических миниатюр в исполнении Аркадия Райкина), сочетает в себе кадры рисованной мультипликации и кадры игрового кино.

Режиссёр Евгений Мигунов
Авторы сценария Лев Аркадьев, Сакко Рунге
Операторы Николай Воинов, Аполлинарий Дудко
Композитор Михаил Меерович
Художник-постановщик Евгений Мигунов
Художники-мультипликаторы Фаина Епифанова, Дмитрий Белов, Роман Давыдов, Фёдор Хитрук, Борис Дёжкин, Вячеслав Котёночкин
Звукорежиссёры Николай Прилуцкий, Е. Нестеров
Роли исполнял и озвучивал Аркадий Райкин


После XX съезда, с 1957 года стали регулярно проводиться встречи руководства ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Во время этих встреч неоднократно затрагивалась тема явления «лакировки действительности» (изображение действительности в розовых красках).
"Но если кто-либо захочет понять, что такое «лакировка действительности», лучших образчиков, чем романы, очерки и фильмы о колхозной деревне не найти. Безбрежный энтузиазм, побеждающий все препятствия, праздничные картоны вдохновенного труда на колхозных полях, ликующие интонации — концентрированным выражением этой тенденции стал фильм И. Пырьева «Кубанские казаки», герои которого в свободное от скачек на ипподроме и смотров художественной самодеятельности время собирают «урожай наш, урожай, урожай высокий»".

Именно в лакировке действительности обвинил Н. С. Хрущёв фильм «Кубанские казаки» на XX съезде КПСС в 1956 году. Но уже 13 мая 1957 года на совещании писателей в ЦК КПСС Н. С. Хрущёв сказал:
Кто же такой лакировщик? Это люди, которые хотели показать деятельность нашей партии, нашего народа под руководством партии, успехи партии, успехи народа… Лакировщики — это наши люди…
А. Твардовский оставил запись в своём дневнике об одной из речей Н. С. Хрущёва:
Речь Хрущёва — она многими благоговейно записана — рассеяние последних иллюзий. Всё то же только хуже, мельче. Рады одни лакировщики, получившие решительную и безаговорочную поддержку.
В 1957 году, наперекор новой волне нападок на сатиру, вышел мультфильм «Знакомые картинки», сатира которого была направлена против явления лакировки.

А. И. Райкин (артист-сатирик, вся творческая жизнь которого была посвящена этому жанру) искренне верил в эффективность сатиры как одной из движущих сил прогресса, позволяющей человечеству быстрее избавляться от всякого рода недостатков, выявляя и помогая понять их суть. С этой точки зрения, явление лакировки — сглаживания и сокрытия недостатков, создающее атмосферу способствующую их укреплению и развитию, было для него неприемлемо. Поэтому, когда к нему (отдыхающему в Кисловодске) приехали режиссёр-мультипликатор Евгений Мигунов и сценарист Лев Аркадьев с предложением принять участие в работе над мультипликационным фильмом, высмеивающим взгляд на реальность «через розовые очки», он с увлечением поддержал эту идею.

Ещё в Кисловодске был продуман образ Лакировщика и первые реплики будущей роли. В Ленинграде были изготовлены резиновая маска, не стесняющая мимики актёра, подкрашенная в розовый цвет, и розовые очки. Съёмки фильма тоже были перенесены в Ленинград, чтобы А. Райкин мог совмещать их с основной работой в театре.

Первые пробные кадры, отснятые по рисункам Ф. Хитрука, принесли полное разочарование — герои, выполненные в привычной натуралистической манере не соответствовали сценарному замыслу оживших картинок из альбома. Требовалось найти другое стилистическое решение, но преодолеть традиционный подход к выражению движения и пластики было непросто.
Е. Мигуновым был предложен неожиданный стиль:
…стиль плоскостных, однотонных (в розовом тоне) карикатур с условными персонажами, далёкими от натурализма, головастыми и приземистыми. Для тогдашней стилистики это было совершенно новаторским решением (хотя за рубежом и в журнальной графике это была не новость!). Но на агрофоне наших «эклерных» натуралистических решений это было новым словом.
— Е. Мигунов.
Финал фильма давался трудно —- его пришлось переснимать несколько раз, но фильм, снятый в условной манере «оживших статиков», получил высокую оценку худсовета и министерства.
Да здравствует статика! Выразительная статика важнее плавного меланхолического действия. Появилась многозначность, которая ничем не хуже досказанного свидетельства.
— Е. Мигунов.
По случаю окончания работы, результатом которой были довольны все её участники, А. И. Райкин, получивший удовлетворение тем, что хотя бы в такой форме смог выразить своё отношение к ненавистной ему лакировке, устроил для съёмочной группы приём у себя дома на Кировском проспекте, 17
.

Back to USSR
Мир советских мультфильмов
Tags: история, мультики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments