Константин Анатольевич Крылов. Фото 2012 года, на Окьюпай-Абае, где он рассказывал всем желающим о целях, задачах, программе и сути движения русских националистов, которых он представлял. И здорово представлял!
Вчера Константин скончался на 53-м году жизни. Три инсульта, и вот такой грустный преждевременный конец. Горькая утрата.
Мы не были друзьями, мы не были близки. Но мы с Костей много лет подряд вели напряженный творческий диалог, лет 14-15 общались, и виртуально, и вживую, с тех самых пор, как я завёл свой ЖЖ, а Крылов уже был там олдскульным ветераном.
Наш диалог складывался непросто. Начиналось с отторжения и неприятия, меня поначалу отпугивало само понятие "русский национализм". Затем перешли к дискуссии о Руси и "неруси", причем Константин всегда дискутировал корректно, аргументированно и уважительно по отношению к оппоненту, того же требовал от тех, с кем спорил. И мало помалу, затрагивая в своем общении "широкий круг вопросов" (как выражаются дипломаты), мы постепенно сблизили позиции. Тем более, что позиции эти не были полярно противоположными. Например, мы оба, хотя и по несколько разным причинам, относились резко отрицательно к советской власти и соответствующему историческому периоду в истории нашей страны.
Да и позиция Кости по "русскому вопросу" была отнюдь не лишена рационального зерна (это мягко говоря!), его отношение к нынешней пресловутой "многонационалочке" (его слово, если я не ошибаюсь) было вполне обоснованным. Его тезисы вроде "хватит кормить Кавказ" и "пора покончить с этой странной экономической моделью" (что увековечил в песне группы "Чердак офицера" тоже ныне покойный, к сожалению Кирилл Якимец, более известный как Кац) имели под собой твёрдый, поистине гранитный фундамент.
За последний тезис Константин пострадал, был привлечен аж к уголовной ответственности по подлой и мерзкой 282-й статье. Режим (без негативной коннотации), власть никогда не любит искренних, но не подконтрольных патриотов с оригинальной и самостоятельной точкой зрения, чиновникам всегда мешают мыслящие интеллектуалы, такова реальность.
Конечно, в "русском вопросе" Крылов часто хватал через край, доводил свои тезисы до экстремальной (но НЕ экстремистской!) крайности; как ярко, сильно и глубоко талантливый творческий человек, гиперболизировал дискурс, раскрашивал историческую реальность своей необузданной фантазией, но всё это лучше, интереснее, плодотворнее серой посредственности!
Но вернусь ненадолго от общего к частному, к истории моего общения с Константином.
Дальше
Мы ведь не ограничивались политическими дискуссиями. Оригинальный талант Крылова питался самыми неожиданными плодами ("когда б вы знали, из какого сора...").
Так, помнится, я, посмотрев фильм Никиты МИхалков "Двенадцать", откликнулся на него постом в ЖЖ (вот этим), суть которого Костя блистательно сформулироваал в поэтическом комменте, который я не могу не привести целиком:
Двенадцать
Не Блока, а Никиты Михалкова.
Вчера я посмотрел. Говно. Агитка.
То есть, Микита ремеслом владеет,
Конечно, и актер вполне хороший.
Но фильм насквозь искусственный, натужный.
Наверное, несчастным поцтреотам
не нравится в нём больше содержанье
и мысль, но это не моя забота.
Нет главного в нём - лёгкого дыхания,
то есть искусства. Трижды благородна,
мысль недостатка в этом не исправит.
(...)
Был режиссер, да лопнул. Сдулся, спёкся
Когда у меня случился скандал в РИА Новости с последующим увольнением за неуважительный отзыв о гомосексуалистах, Крылов предоставил мне слово для ответа у себя в АПН (Агенстве политических новостей), за что я ему благодарен.
Да много чего еще было...
Когда начались сегодняшние карантинно-коронавирусные безобразия, именно Крылов точнее и глубже всех охарактеризовал тенденцию, хотя тоже кое в чем заострил и довёл мысль до крайности. Я тогда же откликнулся на его замечательную статью на АПН, не буду умножать сущности.
И не надо меня упрекать за то, что я тут якобы говорю о себе, а не о Крылове, о своих отношениях с ним. Это нормально, естественно - именно так вспоминать Костю. Благодаря тому, что у нас была история личных отношений, он остается живым в моей памяти, в моей душе.
Не могу не коснуться еще одного аспекта, а именно некоторых завихрений в "русском вопросе". Попросту говоря, Крылова отдельные товарищи считают антисемитом. Когда-то и мне так казалось, но затем я понял, что это не соответствует действительности. Просто для этого надо было прежде всего узнать Костю лично, да и невозможно сводить всю сложность мировоззрения истинного интеллектуала к тупым, примитивным формулам. И уж точно не обязательно с ним полностью соглашаться, да с Крыловым в некоторых пунктах не соглашались и многие его единомышленники.
Что же касается места Константина Крылова в истории русской культуры, я всё сформулировал еще в далеком 2008 году после прочтения эссе Крылова, посвященного Солженицыну, поразившего меня глубиной постижения и интеллектуальной красотой неожиданных метафор:
"Можете ругаться, удивляться, не соглашаться, но я уверен, что наш скромный современник Константин Крылов войдет в историю русской мысли и литературы - как публицист, как просто автор статей, да фиг знает, как потом назовут - наравне с такими уже признанными авторами, как, например, Константин Леонтьев и Василий Розанов. Я бы еще Ильина, Бердяева, о. Сергия Булгакова и Федотова вспомнил. И многих, нет, вру - НЕмногих других.
Дело не в фамилиях, дело в масштабе мысли, с которой - повторю в сотый раз - вовсе не обязательно соглашаться.
Между прочим, и Леонтьев, и особенно Василий Васильевич - весьма неоднозначные личности и фигуры. Особенно второй столько, мягко говоря, спорных идей высказал, что ужасти, просто ужасти! Однако это не мешает.
Вспоминать о Достоевском в этом контексте мне даже как-то неловко".
Так что пора перейти от частного к общему. Константин Крылов навсегда останется, повторюсь, в истории русской мысли и литературы. Наряду и наравне с вышеупомянутыми выдающимися русскими творцами.
Он многогранен и многолик, он и писатель Михаил Харитонов, и поэт-иронист Юдик Шерман, и публицист и блогер Константин Крылов. Он велик и неповторим, и в целом, и в деталях.
В России даже сейчас еще есть некоторое количество умных и талантливых людей, но ни один из известных мне моих современников не заслуживает гордого звания - МЫСЛИТЕЛЬ.
Не барабанно-деревянный "мыслитель" советского образца, а настоящий мудрец, до нутра уязвленный свинцовыми мерзостями повседневного российского бытия, воспринимающий мир обострённо трагически, до такой степени, что от некоторых его рассказов, эссе и пассажей создается впечатление, что "Ад следовал за ним", и в таком Аду он жил, и тем не менее никогда не терял юмор, пусть и желчный, убийственно-иронический...
Горько, безумно обидно, что Константин Крылов так рано ушел.
Он не всё задуманное успел завершить. Но он оставил такое наследие, что - простите за пафос, однако на сей раз он уместен - Россия его не забудет. Да и мы не забудем.
Светлая память!!!