Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Моё завещание. Глава 13. ЦАТСА. Окончание

Двенадцатая глава

Марк Наумович Перцовский

Вот я и заканчиваю вторую часть мемуаров - "Мои университеты". Всех уже утомил этими записями, а потому сделаю паузу.
На самом деле, потом я еще раз вернусь к Театру Советской армии и вспомню еще некоторые эпизоды из моей театральной жизни. Но пока хватит.

Не зря говорят - хотя я не уверен, что так говорят - сколько мемуары ни пиши, всё мало будет, найдется, что добавить.
Вот и я вспомнил два сюжета, очень коротких, из того периода, когда я на почте служил ямщикомслужил в команде театра Советской армии.
Вот они

У кого надо православная нога

Первый сюжет вспомнился недавно, во время похорон, на поминальной службе в отреставрированной церкви возле Боткинской больницы.
Православная поминальная, как, впрочем, и любая другая служба отличается тем, что все присутствующие, за исключением совсем уж больных и дряхлых, должны стоять. Так уж повелось издавна. Нет никаких скамеек (опять-таки за исключением, насколько мне известно, православных храмов в Греции, но это, видимо "тлетворное влияние" католицизма, Запада или оккупантов-турок).
Ну что ж, можно и постоять, тем более, что обычная служба не столь уж продолжительна. Если священник не фанатик, он щадит прихожан и не затягивает церемонию.

Но бывает и не так.
Однажды в ту пору, когда я служил в команде актеров-военнослужащих в ЦАТСА, послали меня и еще нескольких человек на похороны жены старейшего актера театра Марка Наумовича Перцовского, помочь нести гроб и всё в этом роде.
Жена у Марка Наумовича была русская, да не просто русская верующая, а из старообрядцев, и отпевали ее в соответствующей старообрядческой церкви - так она распорядилась в завещании. Время было советское, но никому и в голову не пришло не подчиниться последней воле покойной.
И вот тогда я понял, ЧТО ТАКОЕ церковная служба по православному канону.

Отпевали покойницу не просто долго, а более двух часов. Со всеми подробностями. И все эти два с лишним часа простояли не только мы, молодые крепкие ребята, но и вдовец Марк Наумович, которому было уже под восемьдесят, и его друг и ровесник, актер Михаил Майоров, который потом еще проникновенную речь сказал.
Вот это был и подвиг, и испытание, если угодно. Царствие ей Небесное, увы, не помню, как звали покойницу.

Когда я в театре служил звонарем

Второй сюжет я вспомнил несколько раньше, когда был в городе Касимове, в музее колоколов.
Там очаровательная молодая женщина показывала нам, как звонари звонят в колокола. А мне однажды тоже пришлось побывать "звонарем", как ни парадоксально это звучит.
Произошло сие на спектакле ЦАТСА "Смерть Иоанна Грозного", где в одной из ключевых сцен должен звучать огромный колокол, специально для этого привезенный и подвешенный на колосниках театра.
Конечно же, звонить в колокол должен был не я - с моим полным отсутствием музыкального слуха, а актер Игорь Штернберг (ныне он стал солидным, респектабельным кинорежиссером), но тот попросил его подменить. Решительно не помню, по какой причине. А я не стал отказываться - интересно было попробовать.

Пожалел я об этом так, как мало о чем жалел. Это ведь только кажется, будто в колокол бить легко и просто. Ничего подобного! Работа это тяжелая, требующая немалой физической силы - особенно если колокол здоровенный.
Да фиг бы с ней, с физической силой, меня в те годы этим было не запугать, я такие тяжелые декорации таскал, что вы, нынешние, представить себе не можете. Но бить в колокол надо было еще и в такт, в определенном ритме. А у меня получилась такая какофония, что при живом и реальном Иоанне Грозном был бы я посажен на кол.
Тут обошлось, никто из актеров, похоже, не обратил внимания на конвульсивный, сбивчивый колокольный звон, ну а зрителям и подавно было пофиг в полупустом зале.
Но мне, честно говоря, было неприятно. Как Евгений Онегин, "наедине с своей душой" я "был недоволен сам собой".

Сцена из спектакля ЦАТСА "Смерть Иоанна Грозного". Тут еще в главной роли Андрей Попов. Я видел спектакль с ним, но при мне играл уже не он, а Геннадий Крынкин. К сожалению, тоже уже покойный, царствие ему Небесное


Дембельский аккорд

Ну и еще один запомнившийся эпизод - пьянка по случаю дембеля, имевшая место 1 апреля 1985 года. Состоялось это мероприятие в ресторане "Арагви".
Чем было это заведение в 1985 году для таких обычных молодых людей, как я, не мажоров, не из "золотой молодежи", вы себе не представляете. Не скажу, что вожделенной, но безусловно недосягаемой пристанью.
Однако досягнул. В нашей команде актеров-военнослужащих служили, как я тут уже писал, ребята с известными фамилиями - Евстигнеев, Козаков... Они и сняли столик в кабаке примерно на 10 персон.

Фамилии фамилиями, но свободных средств ни у кого не было, поэтому мы несколько месяцев собирали для этого банкета общак. Держателем общака выбрали меня, так как была у меня особенность: даже в самом жутком угаре пьянки - а выпивали мы регулярно - не позволял оторвать ни рубля от этого общака, отложенного на важное и святое дембельское дело. Всегда умел хранить чужие или общие деньги, не стану скромничать.

В общем, скопили мы больше сотни рублей. Оделись по парадному, в самое лучшее, брюки-рубашки-пиджаки, некоторые в галстуках (в те поры в иные рестораны даже в джинсах не пускали, мне и с этим пришлось сталкиваться) и двинулись в "Арагви".
Там я решил соригинальничать. Все заказали привычной водки, а я - коньяка, армянского само собой. Он тогда еще был настоящим.
Мне нечасто приходилось его пить, поговорка ходила, что коньяк плохо действует на зрение, как выпьешь - в кошельке денег не увидишь.

Было нас человек десять, всех не могу вспомнить, уже пытался, но точно был Денис Евстигнеев, Кирилл Козаков, Женя Тиглев и Игорь Верник.
Славно посидели-закусили-выпили, чинно-интеллигентно-благородно, без эксцессов и безобразий, каждому обошлось в 10 рублей, мне - из-за коньяка - в целых 15.
Если сравнивать с нынешними грабительскими ресторанными расценками, учитывая всякие коэффициенты, это было не так уж дорого. На то и социализм!
Причем, кормили отнюдь не так безобразно, как нынче во многих пафосных кабаках с импортными вывесками.

Естественно, нам не хватило. Пошли пешком продолжать к Денису Евстигнееву, он жил неподалеку, на Поварской. Там некоторые из нас и упализаночевали.
А утром надо было ехать в театр на построение, до официального дембеля оставалось еще несколько дней. Мы, конечно же, чуть не проспали. Времени оставалось предельно мало, а опаздывать было нехорошо.

Денис повез нас на своих Жигулях. Сам он, как и мы все, был не просто "с бодуна", а не совсем протрезвевшим.
Зато в мыслях, движениях и поступках возникла легкость необыкновенная, ощущение некоторой невесомости и отделенности от остального мира. Мелкие детали окружающей действительности проступали невыносимо ярко, другие будто растворялись в тумане, краски бытия воспринимались в необычном ракурсе и поражали таинственной новизной.
Думаю, многим знакомо это воздушное состояние, какое бывает наутро после длительной и фундаментальной пьянки или после длительной и фундаментальной ночи любви.

Но состояние это не очень способствует пребыванию за рулем автомобиля. Ехали мы зигзагами, тоже воздушно-весело, регулярно создавая аварийные ситуации, которые тут же чудом преодолевали, и потом радостно, хором сообщали об этом граду и миру.
Я не понимаю, как мы смогли тогда добраться до цели фактически без приключений.
А в стране тем временем уже занималась заря перестройки, и советская власть, сама не зная того, дышала на ладан...

Здесь был ресторан "Арагви". Его потом возродили, но коронавирус его убил снова


Необязательные мемуары
Tags: личное, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Metro-Moscow. Селигерская

    Есть и такая станция метро, у черта на рогах. Ничего интересного в ней нет

  • Дневной поезд

    Режиссер Инесса Селезнева. Фильм - почти шедевр. Хотя почему почти? Я его когда-то давно видел урывками, запомнил несколько эпизодов, и вот впервые…

  • Грузинская песня. Окуджава

    Предыдущий повтор "Виноградную косточку в теплую землю зарою". В кои-то веки Окуджава вспомнил, что он "этнический грузин". Песня хорошая.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment