Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Моё завещание. Глава 8. ГИТИС. Разное

Седьмая глава

"Моя любовь на первом курсе" Наташа Давыдова, теперь Гутман (по мужу), ныне проживающая постоянно в Израиле, и две мои однокурсницы Рузанна Мартиросян и Нина Карпова. Фото сделано в январе 2016 года. Мы продолжаем встречаться и общаться.

Прежде, чем переходить к продолжению мемуаров, хочу сделать несколько маленьких добавок в ту часть, что посвящена моей институтской, студенческой поре.

Цена Истмата

В главе, посвященной преподавателям так называемых "общественных" дисциплин я забыл написать о замечательной женщине, которую вспоминаю и, пока жив, буду вспоминать с исключительной теплотой и уважением. Это Софья Николаевна Кучерская, она читала нам странный предмет, именуемый Исторический материализм или Истмат.

Решительно не помню, чем Истмат отличался от того же Диамата. По-моему, полная туфта, но надо было сдавать экзамен, а я, честно говоря, мало что в этом предмете понимал и на экзамене откровенно "плавал", то есть, отвечал нечетко, не конкретно, путался в формулировках, в общем, в лучшем случае с трудом дотягивал до четверки ("хорошо"). Однако добрейшая Софья Николаевна не стала толком меня слушать, лукаво улыбнулась и быстро поставила "отлично", то есть пятерку.
Она дружила с родителями многих из нас, а главное, была умной женщиной и прекрасно знала цену предмету, который преподавала. И, видимо, не желала, чтобы эта туфта портила диплом и настроение тем из нас, кого знала хорошо, да даже отлично, как умных, толковых и способных ребят и девчат. К черту лишнюю скромность!
Спасибо большое Софье Николаевне! Общение с ней было намного полезнее любых лекций.

Товарищ Хуэ

Еще хочу вспомнить период аспирантуры. Странный отрезок времени - три года, которые выделялись для написания кандидатской диссертации, но которые также справедливо называют "плохо оплачиваемым трехгодичным отпуском".
Плохо оплачиваемым, так как аспиранты в ГИТИСе получали стипендию в размере 80 с чем-то рублей. Точнее не помню, зато помню, что с этой стипендии, в отличие от студенческой, уже снимали налоги. Сумма маленькая, прожить на нее было невозможно или очень сложно, зато официально разрешалось подрабатывать, в связи с чем (хотя с другими, далеко идущими планами) я устроился монтировщиком декораций, рабочим сцены в театр Советской армии. Но об этом - в следующих главах.

Еще аспирантов использовали как оппонентов на защите дипломов. Правда, слово "оппонент" тут не совсем верное, так как нас просили не оппонировать, а всячески одобрять и поддерживать студентов-дипломников, особенно заочников.
Мне, например, поручили таким образом курировать вьетнамца, которого звали Фам Зуй Хуэ. Он выглядел как мой ровесник, хотя на самом деле был раза в два старше, но не кичился, не чванился, и мы были на ты. Естественно, я спросил его, как называть его по имени.
"Мое имя - Хуэ," - признался мой подопечный, и, лукаво улыбнувшись, добавил: "Но ты же так меня называть не будешь, так что зови просто Фам".
Мой друг Хуэ достаточно хорошо знал русский язык. Диплом его был посвящен каким-то проблемам вьетнамского театра, в которых я ровным счетом ничего не понимал, да и не вникал, а на защите всячески хвалил, правда, в весьма обтекаемых и неопределенных фразах.

Гамлет, Панфилов и я

К другим дипломникам тоже не придирался. Особенно к девочкам.
Была среди них одна... Но обойдемся без подробностей. Скажу только, что я пригласил ее в театр, на спектакль "Гамлет" в Ленкоме, в постановке Глеба Панфилова и с Олегом Янковским в главной роли.
Спектакль этот интересен тем, что мне оказали высокую честь, пригласив после его просмотра поучаствовать в его обсуждении и процедуре принятия Управлением культуры Московского горкома КПСС.
Про тот спектакль я тогда же написал у себя в дневнике, там, во вступлении, написал и про обсуждение, могу только повторить и чуть-чуть добавить.

Это было далеко не первое мое публичное выступление. К тому времени я не раз читал разные лекции студентам. Например, про английского драматурга второй половины ХХ века Эдварда Бонда, очень интересного и яркого художника, создавшего некий синтез театра Брехта, театра абсурда и своеобразного театра жестокости, в его пьесе Saved ("Спасенные"), например, толпа молодых людей немотивированно, просто так, ради забавы забивает камнями младенца в коляске...
Были еще какие-то лекции. Были Шекспировские чтения, на которых я делал большой доклад, причем, хотя предварительно написал его текст, во время выступления ни разу не заглянул в бумажку.
В общем, сам факт выступления и присутствия известных людей меня не смущал никаким образом. А присутствовали: с нашей стороны - великий шекспировед Алексей Бартошевич, видный специалист по зарубежному театру Витас Силюнас, критик Евгений Сурков, других не помню, а перед нами сидели Глеб Панфилов и Марк Захаров.
Слава богу, речь не шла о том, чтобы принять или не принять спектакль, наступили новые времена, когда разрешали какие угодно постановки, что облегчало задачу, и мы могли свободно высказывать свое мнение, не опасаясь за судьбу премьеры. Я и высказался на полную катушку, в том же духе, как написал в дневнике, только актеров не критиковал, зато не пощадил Глеба Панфилова, тот аж обалдел от напора театроведа-молокососа. Ну что ж, это была неизбежная дань юношескому максимализму. Но я был прав в главном - в наличии полного отсутствия оригинальной мысли в постановке.
Если мне память не изменяет, я приглашал на то обсуждение и девушку, с которой мы вместе смотрели спектакль. Но не могу вспомнить, вышло ли что-нибудь из этой затеи. Предполагаю, что, при всем уважении к ним, вдохновляли меня на особенно залихватское и сокрушительное выступление, скорее всего, не Бартошевич и тем более не Панфилов, а "прекрасная дама", чье имя не буду упоминать всуе.
Вот, пожалуй, и всё, что я пока вспомнил и хотел добавить. Не исключено, что в будущем мне захочется сделать еще какие-нибудь дополнения.

Необязательные мемуары
Tags: личное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дети Арбата

    Хотя уже не дети

  • Der Name der Rose. Имя розы

    Режиссер Жан-Жак Анно. По роману Умберто Эко, который я читал и перечитывал, и очень люблю. Фильм я видел фрагментарно, и мне казалось, что он…

  • The Lady Eve. Леди Ева

    Режиссер Престон Стерджес. Комедия 1941 года. Комедия характеров, хотя иногда и комедия положений, и эти эпизоды самые смешные, хотя и в целом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments