Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Моё завещание. Глава 5. Студенты

Четвертая глава

Слева направо: Асаф Фараджев. Андрей Караулов
Главы этой сначала не было. Полагаю, что она нужна и является естественным продолжением предыдущей.

У матросов нет доносов!

Необходимость в написании этой главы возникла, прежде всего, потому что в Википедии, в статье, посвященной Борису Кагарлицкому, долгое время была подлая и клеветническая фраза "по доносу Асафа Фараджева и Андрея Караулова". Это клевета, наглое и гнусное враньё!
Очень хорошо, что этой фразы там больше нет, у кого-то хватило ума или совести ее убрать.

Ни Асаф, ни тем более Андрей никогда не относились к числу моих друзей. Но я терпеть не могу вранья.
Потому и расскажу немного про них обоих, про треугольник (отнюдь не любовный) Кагарлицкий - Фараджев - Караулов, а заодно про некоторых ребят, учившихся в ГИТИСе в мое время на других курсах.
Про незадачливого диссидента Бориса Кагарлицкого я написал в предыдущей главе. Можно еще кое-что добавить.

Никаких "доносов" не было, а вовсе даже наоборот. Когда Бориса Кагарлицкого взяли, он сам рассказал сотрудникам КГБ, кому давал читать свой нелегальный самиздатский "журнал", назвав фамилии Фараджева и Караулова.
Не берусь осуждать Бориса. Тихий интеллигент, благополучный профессорский сынок, почти "мажор", тепличное растение, он не мог не растеряться под напором гебистов. Честно скажу, что я сам не знаю, как бы я повел себя в его ситуации. Другое дело, что если ты такой нежный и хрупкий, то не лезь в диссиденты, а если уж пошел в антисоветчики, то будь готов к аресту, допросам и прочим последствиям!

Между прочим, эта история могла плохо закончиться для Фараджева с Карауловым. Если бы гебешники захотели, могли бы их привлечь за недоносительство: ведь они читали или, как минимум, держали в руках антисоветские материалы, но не сообщили куда надо! Хорошо, что времена были уже вегетарианские, КГБ не нужны были громкие процессы над "антисоветскими группами", и обоих студентов не тронули.
Естественно, что в те далекие годы они держали язык за зубами, никто обо всем этом не знал, но в конце концов тайное всегда становится явным. И это, мягко говоря, непорядочно - перекладывать обвинения в "доносах" с больной головы на здоровую. Ну и хватит об этом.

Ни строчки без гонорара

Два слова о вышеупомянутых моих однокашниках (о Б. Кагарлицком я и так слишком много написал).
Асаф Фараджев был отличник, человек творческий, большой любитель и глубокий знаток музыки, особенно Чайковского. Типичный интеллигент застойного времени, он по природе своей не способен был заниматься доносительством.

Совсем другая репутация была уже тогда у Андрея Караулова, ну а потом, когда он стал известным телеведущим, он только усугубил свой имидж. Слишком много было вранья в его "моменте истины". Но и это не дает оснований "шить" автору телепередачи лишнее незаслуженное обвинение.
Андрей выделялся среди студентов ГИТИСа с самого начала своей деловитостью и оборотистостью. У него был девиз "Ни строчки без гонорара", он этого не скрывал и старался соответствовать. При этом был, правда, главным редактором факультетской стенгазеты, где я, кстати, был у него заместителем, но за это мы никаких гонораров не получали, да сами и не писали туда, только формировали "номера" (так что всё вело меня nach журналистика).
Кроме всего прочего, Караулов подрабатывал книжным "барыгой", то есть, спекулянтом. Продавал дефицитные книги. Я купил у него Бахтина, "Рабле и карнавальная культура Средневековья", за 15 рублей - огромные деньги!
Так что и в бизнесе (правда, слова такого мы тогда не употребляли) Андрей держался в рамках интеллигентности. Те самые строчки, за которые он старался в обязательном порядке получать гонорар, относились к театроведческому делу. Его первая книжечка, монография, если я не ошибаюсь, была посвящена замечательной актрисе Малого театра Дарье Зеркаловой.
Не удивительно, что полтора года армии Андрей отслужил в Театре Советской армии, был моим непосредственным предшественником в команде, в том числе и в некоторых "ролях".

Деловые люди

В ГИТИСе, на нашем театроведлческом факультете, учились в ту пору немногие люди, ставшие впоследствии известными. Не та специальность, откровенно говоря. Выпускники шли в театральные критики, завлиты театров, чиновники ВТО и министерства культуры. Негде там было прославиться.
Зато некоторые ухитрились дойти до "степеней известных" в бизнесе.
Вот хотя бы Саша Бермонт

На фото он с телеведущей Н. Мальцевой. Я бы его, наверное, не узнал. Неплохая у него получилась биография:
С 1996 по 2003 г. Александр Бермонт занимал пост генерального директора ЗАО «Московский хлеб». В 2003 г. перешел на аналогичную должность в компанию «Интерстиль», представляющую в России интересы датской мебельной сети BoConcept.
Уж не знаю, почему он выбрал именно датскую фирму. Может быть, он датского происхождения, фамилия такая, не совсем обычная. Почти Бальмонт, который был, как известно, из шведов.

В ту пору, когда Бермонт еще был театроведом, он, в отличие от Караулова, предпринимательством не занимался. Зато писал умные статьи в нашу стенгазету. Например - о поэзии Владимира Высоцкого.
Именно Саша Бермонт был первым, кто открыл мне глаза на Высоцкого как большого русского поэта, с необычными, уникальными рифмами и стилистическими приемами, которые он подробно анализировал. Мне тогда казалось, что даже перебарщивал с умной и наукообразной терминологией. На всю жизнь запомнился мне, например, "семантический сдвиг". Я так и представлял себе и даже изображал, слегка подражая хриплому голосу Высоцкого, как тот поет под гитару: "У меня семантический сдвиг! Я сегодня Бермонта постиг".
Кстати, помню, что в конце июля 1980 года я видел Бермонта на похоронах Высоцкого, среди немногих избранных и допущенных, выходящих из театра.

Определенных успехов в бизнесе достиг также Алексей Гриневич, ставший в 90-е годы видным деятелем в компании ОЛБИ или OLBI, хотя потом он куда-то сгинул. Видимо, живет где-нибудь в Лондоне или на экзотических островах.
Алексей учился на несколько курсов младше меня. Не помню, чтобы чем-нибудь выделялся или запомнился.

А из моего потока, но не с моего курса, крупным предпринимателем стал Сережа, то есть, пардон Сергей Леонидович Сухолинский-Местечкин.
По нему, кстати, всегда было видно, что это "деловой человек". Видный, осанистый, корпулентный, всегда энергично-веселый, таким и должен был быть преуспевающий бизнесмен, по моим представлениям советских времен. Сергей, правда, начинал как администратор театра имени Маяковского. В ту эпоху на этом посту вполне можно было применить предпринимательские способности.

Будущих администраторов и директоров театра готовили на нашем факультете. Сейчас у них отдельный факультет - продюсерский, а в мое время было только отделение, которое называлось длинно и сложно: экономики и организации театрально-зрелищных предприятий. Уфф! Или просто "экономисты".
Разная, ох какая разная там училась публика. И интеллигентные сынки из хороших семей, и обычные, нормальные студенты - например, Александр Ефимович, который стал администратором в Театре на Таганке и которому я хочу выразить отдельную благодарность за то, что благодаря ему я успел застать Владимира Высоцкого на сцене, и совершеннейшие "пролетарии от сохи".
Они учились вместе с нами, в одном помещении, а я вдобавок провел бок о бок с "экономистами" полтора месяца на картошке, будучи единственным представителем мужского пола с моего курса, потому с ними всё это время и общался.
Помимо всего прочего, "экономисты" (и еще актеры) научили меня пить. Некоторые из них были истинными виртуозами в этой сфере. Помнится, один "экономист", двухметровый мужик под 30 лет, гусарского вида, с пушистыми усами, Володя Соколов прямо у меня на глазах выпил из горлышка бутылочку... лосьона. После чего - буквально! - занюхал рукавом и громко крякнул.
Другие напитки он тоже употреблял, но это было уже не так интересно.
На этой оптимистической ноте можно закончить. В следующей главе вернуть к преподавателям.

Необязательные мемуары
Tags: коллеги, личное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Der Name der Rose. Имя розы

    Режиссер Жан-Жак Анно. По роману Умберто Эко, который я читал и перечитывал, и очень люблю. Фильм я видел фрагментарно, и мне казалось, что он…

  • The Lady Eve. Леди Ева

    Режиссер Престон Стерджес. Комедия 1941 года. Комедия характеров, хотя иногда и комедия положений, и эти эпизоды самые смешные, хотя и в целом…

  • Мои литературные этюды

    Сугубо технический пост. Просто так, исключительно для себя. Список там Михайло Ломоносов Петр Вяземский Иван Бунин Гайто Газданов Леонид…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment