Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Александр Леонидович Дунаев - 100


Тут мало кто знает, кем был Александр Леонидович Дунаев. Но это неважно. Сегодня, в Международный день театра, исполнилось 100 лет со дня его рождения.
Мы не были лично знакомы. Как-то не вышло, хотя его дочь Лена Дунаева, очень умная, тонкая, образованная и красивая женщина, истинная Звезда театроведческой профессии, была моей однокурсницей. Сегодня она блистает и прославляет эту профессию в Институте имени Щукина.

Александр Леонидович Дунаев был хорошим театральным режиссером, умным, профессиональным, умевшим вдохнуть жизнь в самую, казалось, неживую драматургию. Но предпочитал работать с живой материей.
Самое же главное, что это был исключительно порядочный человек и истинно русский интеллигент - в хорошем смысле этого слова. Поверьте мне, что в мире театра это очень большая редкость.
Дунаев вошел в историю советского театра как главный режиссер театра на Малой Бронной, в котором работал Анатолий Эфрос. Обидно, но что поделаешь. В такую противоестественную ситуацию его и Эфроса поставила советская власть. Видимо, чиновники от театра рассчитывали на конфликт и взаимоуничтожение.

Но ничего подобного не произошло. Удивительная природная интеллигентность и порядочность Дунаева разрядила конфликтоопасную ситуацию. Он не просто не мешал Эфросу работать, а напротив - создал ему все условия для творчества и прикрывал от нападок советских чиновников.
Ставил и свои спектакли, разные, мы всем курсом ходили на премьеры Самой яркой и интересной постановкой был "Лунин или Смерть Жака" по пьесе Эдварда Радзинского. Я тогда же написал о ней в своем дневнике, и та моя запись сохранилась, я ее воспроизвел, вот она: https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8373583.html
Дальше

Что значило в советское время быть главным режиссером? Репертуар формировался отнюдь не по творческим принципам, требовались спектакли к датам, на производственную тему, на военно-патриотическую тему и прочая хрень.
"Культурные" кураторы из МГК КПСС - театр на Малой Бронной был городского подчинения - бдительно следили за соблюдением этих идиотских правил.
За всю эту текучку вынужден был отвечать Дунаев, он ставил "Врагов" Горького в непривычной трактовке, которую никто из "либеральных" критиков не замечал. Ставил пьесу "Равняется четырем Франциям", где Броневой великолепно играл роль секретаря обкома, но... Кагбэ неприлично считалось хвалить хорошую, интересную постановку такой драматургии.
Александр Леонидович ставил и настоящие пьесы Островского, Леонида Леонова - замечательного драматурга, увы непонятного и недооцененного.
Спектакль про Лунина был громким событием, он удостоился эпитета "смелый", и на него ходил зритель не меньше, чем на спектакли Эфроса, которые пользовались неизменным успехом.
Эфросу была предоставлена уникальная возможность заниматься чистым творчеством. В результате получались шедевры, случались неудачи, были и просто крепенькие постановки, но сейчас не об этом.

Такой вот был своеобразный тандем. А кончилось всё драматично, если не хуже.
Директор театра Илья Аронович Коган сожрал, да по сути убил обоих режиссеров. Будь он проклят!
Кое-что об этом я написал в мемуарах, в этой главе.

10 лет назад в Доме актера прошел вечер памяти Александра Дунаева. Все его участники вспоминали, что Александр Леонидович обладал качествами, не свойственными обитателям мира театра - пустым, своенравным, амбициозным, суетным людишкам, пусть талантливым или даже гениальным - порядочностью и добротой.

Но эта порядочность и доброта стоили Александру Леонидовичу трех инфарктов, последний из которых привел к преждевременной смерти. Первые два были вызваны тоже конфликтами с актерскими коллективами театров, где он был главным режиссером. Воистину актеры - злые сукины дети.
Потому что Дунаев никогда ничего плохого им не делал, напротив, старался быть им отцом.
Во взаимоотношениях с актерской братией ему категорически не хватало цинизма и элементов подлости.

Судьба Дунаева трагична. Как трагична и судьба эгоцентрика Эфроса, пережившего коллегу всего на год, по тем же причинам - актеры довели...
Александра Леонидовича Дунаева все истинно понимающие искусство люди запомнили на всю жизнь как уникальное явление: порядочного человека и настоящего русского интеллигента, умевшего руководить театром. Чтобы эти качества сочетались в одном художнике - дело почти невозможное.
Грустно жить на этом свете, господа. Царствие Небесное Александру Леонидовичу. Светлая память
Tags: память, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments