Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Посты сквозь годы. Мои рассуждизмы о живописи

Предыдущий пост сквозь годы
На разные выставки я всегда любил ходить. Теперь неизвестно, когда получится, всё закрыто, и это всерьёз и надолго.
Так хоть вспомнить былое...
Мои впечатления от похода в Третьяковку - специфические, субъективные, потом были совсем-совсем другие. Видимо, был не в настроении.
Короче, вот

Приобщился к прекрасному, так сказать

15 марта 2006 года

Посетил выставку в новом здании Третьяковки на Крымском валу с двусмысленным названием "Русский символизм. Голубая роза". Впрочем, ничего тут такого нет, "Голубая роза" - сообщество русских второстепенных художников начала XX века.
Одно соображение по поводу. Возле здания сделано всё, чтобы кто-нибудь сломал ногу на пороге весны. Тропинки покрыты сплошной ледяной коркой. Добраться до входа на выставку нелегко.

Впечатления от выставки - средние. В основном, все вторично и подражательно, хотя художники почти все талантливые, но не великие мастера. Неплох Головин, Николай Крымов, меньше мне понравились Судейкин-Сапунов (привык их писать через дефиску почему-то), интересен молодой Сарьян, еще хуже некий плодовитый Уткин. Еще раз специально и внимательно посмотрел на несколько полотен Врубеля, о котором был бурный спор тут у меня в журнале. Да, сильно, интересно, крепкий необычный рисунок. Это, конечно, новаторство. Но, на мой взгляд, новаторство на грани распада. Сквозь экзотические творения Врубеля уже проглядывает печальное будущее живописи - полный распад на атомы абстракционизма, черные квадраты и овальчики Малевича, бессмысленные номерные композиции Кандинского и прочий художественный бред. Поэтому Врубеля не люблю. Отторгает он меня от себя. И все тут.

Но есть на выставке и по-настоящему прекрасное. Это несколько картин Виктора Борисова-Мусатова. Тоже новаторство, тоже необычный взгляд, тоже странные линии и неожиданные цвета. Ни на кого не похож. спутать невозможно. Но это новаторский прорыв вглубь, в суть мира и вещей, а не в никуда, как у предтеч беспредметного "искусства". Кто хочет, может называть стиль Борисова-Мусатова "символизмом", на все измы мне наплевать. Кто-то назвал "элегиями в живописи", это близко к делу, но узко. И вообще, параллели или сравнения между разными видами искусства, как правило, неуместны. Борисов-Мусатов прекрасен. Ради него одного стоило посетить эту выставку.
Вот...

Остальное можно посмотреть здесь. Или сходить в Третьяковку, но там не все, последнего полотна с пророческим названием "Реквием" там нет, надо в Саратов ехать.

Опять прикоснулся к искусству

16 марта 2006 года

Сходил сегодня в Третьяковскую галерею. Дело полезное. Несколько лет там не был. Вдобавок, хотел еще посмотреть на Борисова-Мусатова. Последнее, сразу скажу, почти не удалось - картин Мусатова мало, висят они плохо, художник в полном загоне. А жаль.
В целом же...

Впечатления противоречивые.
Безумно устал от бесконечных передвижников и им подобных. Пришел к странному выводу: в двух жанрах русские художники были хороши - в портретах и иногда в пейзажах. Все знаментые, хрестоматийные жанровые сценки Федотова, Пукирева, Перова и прочих поразили своей неестественностью. Жизни в них нет. Как и в Брюллове и, увы, в Иванове. Иванов, конечно, гений, эскизы бесподобны, но шедевр - удручающий. В прошлый раз, года три назад, порадовал, правда, Шишкин. Сейчас тоже порадовал, а заодно - Саврасов с Федором Васильевым. Оба пейзажисты.
Из остальных вполне естественными и по-взрослому нормальными показались только картины Верещагина и Сурикова (кроме потрясающих портретов, которых очень много, причем не только известных и великих, но и таких второстепенных, как некто Рослин или Угрюмов). Репин - понравился не весь. Иван Грозный, убивающий сына, какой-то тоже нежизнеподобный, театрализованный. О Врубеле уже писал, остался при прежнем впечатлении - новаторство полураспада, без пяти минут абстракционизм, мне это чуждо и неприятно.
В целом, короче говоря, богатство русской живописной школы навевает тоску и скуку. Ничего тут не поделаешь. Хотя чему удивляться, если еще в конце XVII - начале XVIII века вся русская живопись сводилась к иконописи, и лишь к концу XVIII века в России настоящие самобытные художники появились. Как отстали - так и не догнали. При всей гениальности отдельных мастеров. Непатриотично? Ничего тут поделать не могу
Tags: живопись, лытдыбр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Heat. Схватка

    Режиссер Майкл Мэнн. Понятно, что перевод неточный, heat - это "жара", но в данном случае или это какой-нибудь слэнг, или имеется в виду нечто…

  • Мои литературные этюды - 1

    Сугубо технический пост. Просто так, исключительно для себя. Список там Сергей Аксаков. Семейная хроника Достоевский. Дневник писателя Николай…

  • Роксана Бабаян

    Предыдущий повтор Ռոքսանա Ռուբենի Բաբայան. Выкладывал в день ее рождения, была круглая дата, но так как она все-таки женщина, о конкретном числе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments