Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Есть ли музыка после Шостаковича?

Предыдущий пост сквозь годы
С современной музыкой я не столь ожесточенно воевал, как с "современным искусством" изобразительного характера. Однако тем не менее тоже не был равнодушен к этой теме.
Пожалуй, 14 лет назад я был чересчур категоричен и ригористичен. За минувшие годы сильно смягчил свою позицию.
Добавил для иллюстрации музыку Тимура Исмагилова, современного талантливого композитора, с которым я в те давние годы пообщался через ЖЖ. Потом он куда-то исчез, и мы больше не общались.
Вот

О музыке

1 мая 2006 года

Я тут в музыкальном сообществе, будучи совершеннейшим дилетантом и любителем, рискнул заявить: считаю, мол, что на Шостаковиче классическая музыка закончилась, все, что было позже - или бесплодные эксперименты, или эпигонство. Мне вежливо возразили. Люди там тонкие, образованные и эрудированные, назвали Мессиана, Лютославского, почему-то забыли назвать Пендерецкого. А Шнитке я сам назвал, объяснив, что его полистилистика мне глубоко чужда. Как и додекафония. А главное - из всех вышеупомянутых жив, по-моему, только Пендерецкий. Так что речь не о том, что было в XX веке, а о том, что будет в веке нашем.
Так вот, после этого я решил вспомнить классика додекафонии Альбана Берга - трижды прослушал его знаменитый скрипичный концерт "Памяти ангела", фортепианную сонату и странное произведение под названием Kammerkonzert fuer Klavier und Geige mit dreizehn Blaesern, то есть камерный концерт (фортепиано, скрипка) с 13-ю ветрами (ветерками? дуновениями?), последнее мне совсем не понравилось, голое атональное экспериментаторство, первые два - гениальные.

Затем послушал виолончельный концерт молодого композитора Тимура Исмагилова, очень талантливо, чище и гармоничнее, чем Альбан Берг (музыку Исмагилова можно найти вот здесь, очень советую).
А потом вернулся к Шостаковичу. Еще раз спокойно и внимательно выслушал его квинтет 1940 года (автору было 34 года всего, между прочим).
И пришел к странному дилетантскому выводу: Шостакович уже тогда вобрал в себя не только Берга, к тому времени умершего, но практически все, что будет сочинено после его смерти, по крайней мере то, что я слышал - Шнитке, Губайдулину, молодого талантливого Исмагилова. Шостакович всё это уже написал. Короче. Ярче. Афористичнее что ли - если можно про музыку так сказать.
И не в полистилистике или додекафонии дело, ведь и это все Шостакович тоже использовал, не как стиль или прием, а в самую чуточку, настолько, насколько нужно настоящему гению.
Так что пока остаюсь при своем первоначальном мнении.
Изменю его лишь тогда, когда услышу что-нибудь такое, чего Шостакович НЕ написал. Пока не случилось.

Тимур Исмагилов


Tags: музыка, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment