Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Театр молодости моей

Предыдущий пост сквозь годы
О театре Советской армии - я его могу только так называть - мною написано много. Вот тут, в разделе Мои университеты, начиная с Девятой главы, я посвятил этому театру много букв.
Вот и еще немного добавил в 2014 году. По возможности объективно.
Прошу

Типо история московских театров. Театр Советской армии

8 июня 2014 года


...В ЦАТСА я проработал несколько месяцев монтировщиком, рабочим сцены, а потом служил там в команде, о чем уже много и подробно писал.
А вот сам театр, строго говоря, оставался в сторонке

Центральный Академический театр Советской армии (ЦАТСА) был всегда несколько на отшибе. Даже цензура у него была своя, отдельная, ею занимались тупые генералы из Главпура (ГлавПУ, главного политического управления Минобороны). Они могли придраться к ерунде, но пропустить недопустимую крамолу. Там долгое время работал завлитом Анатолий Смелянский, один из лучших театральных критиков нашего времени.
И спектакли тоже бывали интересные, причем не обязательно на военную тему.

Эпоху великого советского режиссера Алексея Дмитриевича Попова я не застал. Но успел застать его сына Андрея Попова, которого видел в "Смерти Иоанна Грозного", великолепной постановке Леонида Хейфеца, которую потом, уже в 1984 году, возобновили с Геннадием Крынкиным в главной роли, и это тоже было неплохо.
В мое время главным режиссером ЦАТСА был Юрий Иванович Еремин, безусловно, одаренный постановщик, хотя и чрезмерно склонный к внешним эффектам, но не только и не всегда, о чем я могу судить, так как не раз присутствовал на его репетициях.
Кроме Еремина, в театре работали два очередных режиссера. Александр Бурдонский, внук Сталина, что очень нравилось тогдашнему начальнику театра Виктору Якимову, но это было, пожалуй, единственное "достоинство" Бурдонского. В режиссуре он был - и, наверное, остается? - занудным скучным эстетом, профессиональным, но бесцветным, лишенным изюминки.
Второй - Ион Унгуряну, изгнанный из советской Молдавии, потом, после 1991 года вернувшийся туда министром культуры. Его спектакли были очень неравноценными, самый лучший, на мой взгляд, он поставил не в ЦАТСА, а в "Современнике" - "Доктор Стокман" Ибсена. Но его "Святая святых", благодаря гению Николая Исаковича Пастухова (недавно скончавшегося), тоже кое-что из себя представляла.

Беда театра была в том, что туда очень плохо ходил зритель. Не только огромный зал Большой сцены, но и компактный зал сцены Малой никогда не заполнялся. Хотя спектакли там бывали не хуже, чем во многих других московских театрах, привыкших к аншлагам.
При мне зал заполнился всего один раз - на последнем спектакле запрещенного "Обретения", пьесы-инсценировки Иона Друцэ (я об этом спектакле писал, ссылка внизу).
В перестройку ЦАТСА встрепенулся, оживился, Еремин поставил потрясающий спектакль "Палата номер 6", по Чехову, даже не на Малой сцене, а в бывшем репетиционном зале, где актеры в полуметре от зрителей творили чудеса психологического театра и жизни человеческого духа. Это было очень сильно и страшно, истинный триллер и хэппенинг.
Затем в театр вернулся Леонид Хейфец, уже главным, а не очередным. И последнее, что я видел на сцене ЦАТСА, был неповторимо гениальный "Павел Первый" Д. Мережковского, по сути дела моноспектакль Олега Борисова.
Нет никаких сомнений, что в 70-е - 80-е годы ХХ века театр Советской армии заслуживал большего внимания и лучшей участи, но что было, то было.

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Смерть Иоанна Грозного. Счастье мое. Закон вечности. Палата номер 6. Павел Первый

Лес
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8251399.html
Орфей спускается в ад
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8256071.html
Васса Железнова
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8286046.html
Счастье мое
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8380721.html
Забыть Герострата
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8439271.html
Обретение
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8443806.html
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8472312.html
Автомобиль на веранде
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8445891.html
Святая святых
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8460583.html
Закон вечности
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8470140.html
Без вины виноватые
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8472312.html
Статья
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8535628.html

Приложение
Это вход в так называемый "Танковый подъезд". Согласно легенде, через нее когда-то въезжал целый танк, но сами видите, что никакой танк тут пройти не смог бы
Цатса-танк-подъезд
Служебный вход в театр. Он не изменился за 30 лет... Историческое место для меня, я там поностальгировал недавно
Цатса-служ-вход

Цатса-служ-вход-1
Вход в небольшое подвальное помещение. Никогда не забуду это место. Когда я служил в команде, нас попросили разгрузить этот подвал, а в награду пообещали пару выходных. Это была, наверное, одна из самых жутких и тяжелых работ в моей жизни. Подвал был набит под потолок каким-то дерьмом, но к вечеру мы его освободили. Это был настоящий подвиг. Отмывался я от въевшейся грязи часа два, и еще несколько дней болели руки, ноги и все мускулы
Цатса-подвал
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments