Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Театр, который играл не свою роль

Предыдущий пост сквозь годы
Это про Театр драмы и комедии на Таганке. Писал я о нем несколько раз, там приведены ссылки. Яркое, выдающееся и неоднозначное явление в истории отечественного театра, к которому надо подходить непредвзято, объективно и диалектически. Я постарался, хотя получилось не совсем удачно. Но уж как смог.
Вот

Типо история московских театров. Театр на Таганке

6 июня 2014 года


...О Театре драмы и комедии на Таганке - так он официально называется - я не раз писал:
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4893617.html
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/2734094.html
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/_kutuzov/2733852.html

Театр на Таганке - вероятно, единственный, который умирал практически у меня на глазах, в конце 80-х годов ХХ века, в те дни, когда я еще не перестал ходить в театр.
Я ставлю знак равенства между тем, настоящим, историческим Театром на Таганке и его главным режиссером Юрием Любимовым. Так вот, его спектакль по "Маленьким трагедиям" Пушкина, который мне пришлось посмотреть, был предсмертным симптомом. На том всё было кончено. Но вернемся к истории.

Театр на Таганке в советские годы долгое время исполнял не свойственную театру роль политической оппозиции,достаточно умеренной, не слишком радикальной, но другой не было и быть не могло.
Роль эту сознательно взял на себя и на свою труппу Юрий Любимов. И довел ее до апогея с катарсисом, когда в 1984 году стал невозвращенцем. Ненадолго, как оказалось, но в тот момент никто не мог это знать.

Юрий Любимов был одним из лучших, ведущих, основополагающих режиссеров своего времени, и он не виноват, что пережил свое время, свой дар и "свой яд".
Его театр я не очень сильно любил, честно говоря, стиль Юрия Любимова не был мне близок. Конечно, политические аллюзии и "фиги в кармане" привлекали внимание, но на этом не может держаться искусство. Впрочем, театр Любимова держался не только на этом. И не уважать его, не признавать его художественной значимости было невозможно. Театр этот был сильно режиссерский, иногда казалось, что актеров режиссер низводит почти на уровень марионеток, болванчиков.

Иной раз так и было, и вполне соотстветствовало сквозной идее. Но в целом это ложное впечатление. Очень часто актеры выделялись на общем фоне. Другое дело, что иногда постановщику не хватало тонкости. Когда Любимов пытался браться за Чехова или Достоевского - материал сопротивлялся, и получалось нечто типа эпизода из "Трех сестер": когда появлялся Вершинин с авоськой с продуктами, сестры Прозоровы радостно спрашивали его "Вы из Москвы?!", и публика аплодировала - видела четкий намек на современную им ситуацию, когда в провинции были пустые полки в магазинах, а продукты везли из Москвы. Бедный Чехов, он такой грубой агитки не заслуживал

Но были в театре на Таганке и яркие исключения из правил. Там я успел увидеть живьем на сцене Владимира Высоцкого, хотя, увы, ни на одном из его концертов не был. А вот в театре видел и Гамлета, и "Вишневый сад", где он играл всегда, и в главной роли в юбилейном спектакле "Добрый человек из Сезуана" (хотя в этой роли он уже почти не появлялся), и дважды в "Преступлении и наказании", где Высоцкий невольно превратил своего Свидригайлова в главного героя.
Помню, как увидел Высоцкого впервые, еще до спектакля, я стоял перед окошком администратора в ожидании пропуска, а он вошел в кабинет изнутри, тоже за пропуском или билетом для кого-то. Небольшого роста, коренастый, крепко сбитый, ощутимо мускулистый, скромный, лишенный всякого апломба. Таким он мне запомнился.
Актером Высоцкий был своеобразным. Не классическим, не традиционным. Он творил на сцене свой собственный, отдельный, поэтический театр, однако Любимов и Эфрос в "Вишневом саде" умели внедрить этот индивидуальный, глубоко личный спектакль в ткань постановки так, чтобы он не выпадал из ансамбля. И даже "Гамлет" Высоцкий не превращал в моноспектакль, где основным "партнером" принца Датского был занавес, элемент декорации, гениально придуманный художником Давидом Боровским и Любимовым.

В театр этот невозможно было просто так попасть. Билеты на Таганку приравнивались к валюте. И я на всю жизнь буду благодарен Саше Ефимовичу, который, когда стал работать на Таганке администратором, пускал на все спектакли нас, студентов ГИТИСа, в любом количестве.

Сейчас того театра нет. Его давно уже нет, а отнюдь не с того момента, когда Любимов в последний раз переругался с труппой и ушел... Как режиссер Юрий Петрович Любимов кончился во второй половине 80-х годов. Вместе со многими, а вернее практически со всеми советскими художниками из всех сфер искусства.
Да не только в Любимове дело. Такова судьба репертуарных театров. Даже самые великие из них поживут лет 20, а затем неизбежно умирают. Потом могут и возродиться, но тут уж как получится.

Там, наверху, по ссылке я высказался и по поводу эпизода с назначением Эфроса главным режиссером Таганки после того, как Любимов был объявлен невозвращенцем и типа "врагом народа". Еще раз, вкратце.
Возможно, Эфрос был неправ, но он никогда не лез в политику, он просто хотел работать. Однако работать ему не дала "прогрессивная общественность", которая его затравила и довела до последнего инфаркта. Трагическая коллизия. И, безусловно, Эфрос так и не смог до конца обжить, освоить чужой для него театр. Хотя и поставил там интересные спектакли.

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Мастер и Маргарита. Час пик. Гамлет. Вишневый сад. Деревянные кони. Обмен. Дом на набережной. Борис Годунов. Серсо. На дне

Три сестры
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8300624.html
Гамлет
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8332015.html
Послушайте
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8334107.html
Ревизская сказка
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8337112.html
Преступление и наказание
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8339702.html
Вишневый сад
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8341549.html
Деревянные кони. Обмен
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8344057.html
Турандот. Пугачев
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8346202.html
Час пик
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8362120.html
На дне
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8492741.html
Серсо
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8504880.html
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8507287.html
Мизантроп
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8577865.html
Живой
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8703557.html
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments