Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Пост сквозь годы. "Ревизор": обзор и позор

Предыдущий пост сквозь годы
Слово "позор" тут только для рифмы, никакого позора нет.
Запись давняя, теперь я не смотрю телевизор и давно не слушаю радио Эхо Москвы - вот, собственно, и вся разница. Есть другие возможности смотреть старые спектакли и слушать музыку, хотя вот это я делаю всё реже, что очень жаль.
Ну а когда-то давным-давно, 11 лет назад, я выдал вот такой поток сознания.

Культурное

13 января 2008 года

Посмотрел сегодня по Культуре старый спектакль Малого театра "Ревизор". 1985 года. Городничий - Евгений Весник, Хлестаков - Виталий Соломин.

Не понравилось. Хотя выключать не хотелось. Просто слушал текст Гоголя. Актеры Малого умели (говорят, до сих пор умеют) его произносить.
Но уж очень всё дубово, без осмысления, без трактовки, без режиссуры. И то - поставили спектакль сам Весник + Юрий Соломин. Какие же они режиссеры? Так, на уровне театра Щепкинской поры: ты выходишь справа, ты - слева, а дальше как талант позволит.
Весник - еще ничего. Образ традиционный, но актер крепкий, отлично знает свое ремесло. Дай бог ему здоровья! Хотя не относится к числу великих актеров, уж извините. Не из тех, с кем "ушла эпоха".
Ну, а Виталий Соломин - очень и очень плох. Водевильный. Таким, наверное, был первый исполнитель роли Николай Дюр.
Дюра не видел, сами понимаете. Но у Соломина-младшего вышло как-то совсем не убедительно. Не натурально. Невозможно поверить, что его могли принять за важное государственное лицо.

В этой парадоксальной невозможности - вся соль комедии. Помутнение сознания городничего и его команды. Но это помутнение не сыграно никем и не режиссеры не смогли добиться этого ощущения. Оттого и возникает неудовлетворенность.

Тем более, что все остальные - совсем никакие. Ни выдумки, ни блеска, ни остротЫ.

Вот, как видите, я не только современных актеров ругаю. А и театр той поры, когда я в него активно ходил, не считаю сплошь замечательным и гениальным.

Гораздо лучше, интереснее, "креативнее" - да, именно так! - был "Ревизор" Плучека с Папановым, Мироновым и созвездием прекрасных актеров.
И "Ревизор" Товстоногова с Кириллом Лавровым (Городничий) и Басилашвили (Хлестаков). Вот уж там тема помутнения была доведена до уровня мистики, и городничий в финале буквально сходил с ума.

И еще - музыкальное. Трижды прослушал Фауст-увертюру в древней записи, 1946 года, дирижирует Тосканини.
Какой удивительный оркестр! Такого оркестра я не слышал ни у одного из дирижеров, даже самых замечательных прекрасных.
Все-таки, Тосканини - бог. Никто так не дирижировал больше. И не будет никогда.

Да, еще прослушал Оперный клуб на Эхе Москвы. Был посвящен тенору Альфредо Крауссу. Я его записи слышал, конечно. У меня с ним несколько опер есть ("Риголетто", "Пуритане", "Манон" Массне).
Но только после этой передачи понял, насколько удивительный был певец. Прямая противоположность Паваротти. Другой полюс. Но надо еще его послушать и после этого найти слова
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments