Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Моя МХАТа с краю

Предыдущий пост сквозь годы
Эта фраза родилась в 30-е годы, в разгар репрессий и разных бурных событий, которые обходили стороной Художественный театр, пользовавшийся особым благоволением Сталина. Вождь был старорежимных взглядов на искусство, любил МХАТ и Большой, а всякие прочие стили и веяния ему не нравились.
МХАТу это на пользу не пошло, он закончервировался и превратился в музей. Впрочем, я там еще кое-что написал, хотя маловато. Тема богатая, тут много можно было бы сказать, да как-нибудь в другой раз.
А вот что было

Мхат-Стар-1

Мхат-Нов
...Знаю, что сегодня он снова называется МХТ, как в самом начале. Не выговорить, да и вообще глупое пижонство. МХАТ - это бренд. И не надо было корёжить славное название.
Рассказывать историю Московского Художественного Общедоступного, а затем Академического театра я не буду. Это тема для многих книг и монографий, в свое время я тоже этой темой интересовался, много читал, изучал, могу хоть завтра лекцию прочитать часа на полтора, но тут зря тратить место не хочу.
К 70-м годам ХХ века детище Станиславского и Немировича-Данченко дошло в сильно потрепанном, попорченном виде. За это время гениальную Систему Станиславского превратили в догму, совершенно ее не понимая, а театр - в очередной музей, почти безжизненный, нечто вроде музея ходячих восковых фигур.
Впрочем, отдельные спектакля МХАТа 50-х и 60-х годов я видел, снятые на пленку, и хочу заметить, что ниже определенного уровня театр не опускался, а великие МХАТовские старики - Грибов, Яншин, Кторов, Борис Ливанов, Прудкин и многие другие - то и дело создавали на его подмостках актерские шедевры.

И еще. В мое время МХАТ был, как дракон - о трех головахсценах. Правда, самая первая, историческая (фото в самом верху) головасцена долго реставрировалась, и играли на новой (фото посредине) и вот на этой (фото ниже). Теперь там Театр Наций, где рулит Евгений Миронов, больше ничего о нем не знаю.


В 1973 году, незадолго до того, как я начал много ходить в театр, во МХАТ из Современника пришел Олег Ефремов, его туда назначили, чтобы он вдохнул жизнь в театр - национальное достояние.

Это опять-таки старый МХАТ, архитектурный шедевр Шехтеля
Мхат-Стар
Ефремову досталась гигантская, безбожно разбухшая, распухшая труппа, к которой он добавил еще с десяток мастеров, пришельцев из Современника.
В эдакую махину жизнь вдохнуть было нереально, хотя в репертуаре наряду с музейно-экспонатными, типа полумертвых "Трех сестер", которые мне случилось видеть, стали появляться живые, современные спектакли и классика, и актуальные производственные драмы. Но в них была занята сравнительно небольшая часть труппы, остальной балласт тоже надо было куда-то девать, их занимали в каких-то второсортных постановках, они получали свою зарплату, но все равно были недовольны.
Ефремов всех бы их охотно выгнал, но гуманный советский КЗОТ не позволял. Значит, надо было делиться и размножаться.
Поделить театр позволили только в период перестройки. Это был очень громкий скандал, с руганью и битьем посуды, как при разводе, с разжиганием межнациональной розни и антисемитскими выпадами, так как на стороне Ефремова оказались, как назло, Смелянский, Шатров, Гельман, да еще и Рощин. Татьяна Доронина - с которой я, вопреки лживым уверениям мальгина, никогда в жизни не общался, вела себя неприлично. Ну да замечательной актрисе можно.

Кончилось всё узаконенным расколом. Татьяна Доронина возглавила Новый МХАТ, ставший имени Горького, там я ни разу не был, и мне нечего о нем сказать.
Мхат-Нов-Чайка Мхат-Нов-Ордена

Старый МХАТ и лучшую часть труппы сохранил Ефремов. Не сказать, чтобы театр возродился или как-нибудь возвысился, но там всегда было что просмотреть. Олег Николаевич был гениальным, неповторимым актером, а режиссером просто хорошим, одаренным, но, скажем так, не всегда интересным и оригинальным. Зато он широко раскрывал двери своего театра для других режиссеров, самых лучших, был абсолютно чужд профессиональной ревности, не боялся конкуренции, у него во МХАТе создавали шедевры и Анатолий Эфрос, и Лев Додин, ставили Темур Чхеидзе, Марк Розовский, Лилия Толмачева, да всех не припомнить.
Не все спектакли были равноценны, но скучно не было, и в 80-е годы МХАТ продолжал оставаться в эпицентре зрительского и критического внимания.
Насколько мне известно, эстафету у Ефремова принял Олег Табаков и не подвел предшественника. МХТ и сейчас живее всех живых, там даже случаются хэппенинги и скандалы, ну и прекрасно

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Обвал. Иванов. Чайка. Дядя Ваня. Перламутровая Зинаида. Все кончено. Тартюф. Кроткая.

Обвал
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8239151.html
Таланты и поклонники
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8283750.html
Три сестры
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8352994.html
Иванов
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8357565.html
Чайка
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8376051.html
Амадей
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8470140.html
Так победим
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8472312.html
Дядя Ваня
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/6925873.html
Как делили МХАТ
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8604746.html
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments