Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Посты сквозь годы. Галопом по Шпенглеру

Предыдущие посты сквозь годы
Освальд Шпенглер произвел на меня глубокое и сильное впечатление. Я еще долго, почти целый месяц продирался сквозь его сумрачные германские пассажи (в русском переводе, естественно). Там немало мудрых мыслей.
Вот

Читая Шпенглера

13 февраля 2010 года

Освальд Шпенглер. Закат Европы. Введение
Римляне вовсе не завоевали мир. Они только завладели тем, что лежало готовой добычей для каждого. Imperium Romanum сложилось не как результат крайнего напряжения всех военных и финансовых средств, как это было во время борьбы против Карфагена, а вследствие отказа со стороны Древнего Востока от политического самоопределения.
Нас не должна вводить в заблуждение видимость блестящих успехов. С несколькими плохо обученными, плохо руководимыми, плохо настроенными легионами Лукулл и Помпей завоевывали целые царства, о чем нельзя было и мечтать в эпоху битвы при Иссе. Опасность со стороны Митридата, ставшая настоящей опасностью для никогда не подвергавшейся серьезному испытанию системы материальных сил, никогда не могла бы стать угрожающей для победителей Ганнибала.
После битвы при Заме римляне не вели ни одной войны против большой военной силы, да и не были в состоянии выдержать такую. Классическими были их войны против самнитов, против Пирра и Карфагена. И великой минутой была битва при Каннах. Нет народа, который в иечение целых столетий способен был простоять на котурнах


Идет, идет процесс чтения.
Когда Шпенглер рассуждает об истории, он выдвигает очень спорные тезисы. Ну так чем более спорная умная книга, тем она интереснее. Пока продираюсь, иной раз не без труда.
А вот этот пассаж выглядит пророческим:
Как ни восстает против расширения современный, еще малоразвитый социализм, придет день, когда он со всею стремительностью судьбы станет главным носителем расширения.

Сумрачный германский гений

22 февраля 2010 года

Освальд Шпенглер. Закат Европы
Следует помнить, что consensus omnium не всегда свидетельсвует об общей истине, но иной раз и об общей ошибке.

Кто поймет страх, лежащий в основе мифа, тот же страх, который постоянно удерживал греков зрелого времени от расширения их крохотных городов-государств в политически организованные страны, от устройства широких проспектов и аллей с далеким видом и рассчитанным завершением, от вавилонской астрономии с ее устремлением в бесконечные звездные пространства, от преодоления границ Средиземного моря и исследования путей, давно открытых кораблями египтян и финикиян, эту глубоко метафизическую боязнь перед преодолением осязательно-чувственного и настоящего, при помощи которого аънтичное существование окружило себя как бы защитной стеной, за пределами которой лежало что-то жуткое, бездна и первоисточник в известной мере искусственно созданного и утвержденного космоса - кто поймет это чувство, тому станет понятной основная сущность античного числа, являвшего собой меру в противоположность неизмеримому, а также глубокий религиозный этос, выражающийся в этом ограничении.

Число 1 почти не воспринимается как число. В кругах пифагорейцев в любую эпоху этот числовой знак был одновременно символом материнского лона, начала всей жизни. Число 2, первое настоящее число, удвояющее 1, вследствие этого было поставлено в связь с мужским принципом, и его знак был изображением фаллоса. Наконец, священная троица пифагорейцев обозначала акт соединения мужчины и женщины, зачатия - легко понятное эротическое толкование двух единственно ценных для античности процессов увеличения, рождения величин: сложения и умножения - и знак ее состоял из соединения двух предшествующих.

Подобно тому, как в греческом языке нет слова для обозначения пространства, равным образом у греков отсутствовало наше чувство ландшафта, чувство горизонтов, видов, дали, облаков, а также понятие отечества, распространяющееся на большое пространство и охватывающее большую нацию. Родина для античного человека это только то, что он может обозреть с высоты кремля своего родного города.

Однообразный прибой бесчисленных поколений волнует широкую повекрхность. Растекаются блестящие полосы. Беглые отсветы проносятся и пляшут над ними, спутывают и затемняют ясное зеркало. Мы называем их родами, племенами, народами и расами. Когда угаснет в них созидающая сила, угасают также и физиогномические, филологические и умственные при знаки, и само явление вновь растворяется в хаосе поколений... На этой поверхности ширят свои величественные круги волн великие культуры. Они возникают внезапно, распространяются в великолепных линиях, вновь выравниваются и пропадают, и зеркало пучины опять лежит перед нами одинокое и дремлющее

Люблю такие умные книги, которые трудно читать. Ибо в этом труде есть истинная красота

Немножко Освальда Шпенглера

14 марта 2010 года

Закат Европы
Обойдем все выставки, концерты, театры и везде мы найдем лишь старательных ремесленников или шумливых шутов, которые занимаются поставкой на рынок того, что внутренне давно ощущается как нечто лишнее. На каком уровне стоит теперь все, носящее имя искусства и художника! В любом общем собрании какого-либо акционерного общества или среди инженеров первоклассной машиностроительной фабрики мы найдем куда больше интеллигентности, вкуса, характера и уменья, чем во всей живописи и музыке современной Европы.

На одного великого художника всегда приходилась сотня лишних, делавших только ремесленную работу. Но пока существовало большое предание, а следовательно и настоящее искусство, и эти достигали положительных результатов. Можно было оправдывать существование этой сотни, потому что в конце концов в совокупности традиции они были той почвой, на которой выпастал настоящий художник. Но сейчас они - только кучка ремесленников, работающих из-за куска хлеба, в которых не чувствуется никакой необходимости - и с несомненностью можно сказать одно: сейчас можно закрыть все художественные учреждения, не опасаясь нанести этим ущерб искусству.

Что такое это наше так называемое "искусство"? Выдуманная музыка, полная искусственного шума массы инструментов, выдуманная живопись, полная идиотических, экзотических и плакатных эффектов, выдуманная архитектура, которая каждые десять лет "создает" новый стиль, черпая его из сокровищницы форм протекших тысячелетий, причем подж этим флагом каждый делает, что ему вздумается... Имеется в виду только одно: вккусы светских кругов как выражение и знамение времени. Все остальное, крепко держащееся за старые идеалы, есть дело провинциалов.

Стоило продираться, чтобы дойти до четвертой главы, посвященной искусствам. Здесь я хотя бы полностью понимаю, о чем идет речь.
Ну а вышепроцитированные абзацы - с одной стороны, современны и актуальны, все их можно отнести к сегодняшним временам. С другой стороны, они показательны - вот так хоронили искусство сто лет назад, да могила осталась наполовину пустой.
Строго говоря, эти похороны проходят на протяжении не одной тысячи лет, и всякий раз оказываются переждевременными. Искусство существует, и ни в зуб ногой
Tags: филозофия, чтение-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment