Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Памяти Марка Захарова


Прежде, чем я выложу короткий некролог, основанный на моих постах, которые я публиковал в дни юбилеев покойного, я хочу добавить еще несколько слов.
Люди, ничего не понимающие в театре, предъявляют покойному всякие претензии - дескать, якобы, он был антикоммунист, публично сжигал партбилет и всякое прочее.
На самом деле, не было у Марка Анатольевича никаких политических взглядов, это была фикция и возможный самообман. Он сжигал партбилет, а до того получал тот же партбилет, он вступал в дипломатические переговоры с элементами явной лести Горбачеву, Ельцину, Путину, да хоть черту лысому с одной единственной целью - чтобы сохранить свой театр Ленком. Ради этого он готов был хоть съесть партбилет, хоть молиться на него посреди площади, лишь бы помогло. И ведь помогало! Театр Ленком холили и лелеяли все руководители страны, а Захарову только это и надо было. И все ваши сектантские политические тонкости были фиолетовы и параллельны.
Да и вообще какая разница, в какой партии состоит актер-режиссер? Хоть в НСДАП, лишь бы своё дело делал хорошо.
Другой вопрос, что публичное сожжение партбилета наглядно показало, что уважаемому Марку Захарову недоставало ума и вкуса. При несомненном таланте.

Я считаю, что сочинять прощальный лицемерный панегирик - унизительно и недостойно, когда речь идет о настоящем художнике. Марк Анатольевич был фигурой сложной, и в театре, и в кино. Со сложной, извилистой биографией, начинал актером, стал режиссером, был и кинодраматургом, причем очень ярким, оригинальным, вспомним хоть "Белое солнце пустыни" и текст писем красноармейца Сухова - великолепная стилизация. Но это - в общих чертах, всё гораздо сложнее.
Марк Захаров - человек талантливый, но хотя говорят, что талантливый человек талантлив во всем, к Марку Анатольевичу это не относится. Не во всем он был талантлив, не всё ему одинаково блестяще удавалось. Но многое.
В театре он фактически создал свой тип мюзикла, но когда брался за серьезную драматургию (Чехов, Островский, Петрушевская), получался провал или неполная удача. Это я сужу по тому, что видел. Иногда вытаскивали выдающиеся актеры, такой подвиг совершил, например, Евгений Леонов в "Поминальной молитве", превратив набор еврейских анекдотов в трагедию...
Свой театр - Ленком - он создал, но творческие возможности его театра были весьма ограничены. Ну а в последние лет десять этот театр больше напоминал гроб повапленный и не столько жил, сколько доживал.
В кино Марк Захаров оказался намного успешнее, глубже и интереснее. Неудачных фильмов у него почти нет. Только один - "Двенадцать стульев", но тут уж был провал со звоном и треском. Кроме того, в каждом его удавшемся фильме есть хоть крохотный, но обязательно пошловатый эпизод. Даже в Мюнхаузене!
А лучший его фильм, на мой взгляд - "Убить Дракона". К сожалению, он ни капли не устарел, он вечно актуален в России, как и сама пьеса Шварца, но фильм даже сильнее и значительнее, и это - истинно высокое искусство.
Ну а если в целом, то Марк Захаров столько всего прекрасного и замечательного создал, сотворил, что ему можно простить отдельные творческие слабости и недостатки.
Царствие ему Небесное. Да упокоится он с миром.

Ну и помянем так, как следовало бы

12 стульев
Музыка - Геннадий Гладков, слова - Юлий Ким





Обыкновенное чудо



Формула любви
Музыка - Геннадий Гладков
Tags: некролог, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment