Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Хохма советской власти

Предыдущий пост сквозь годы
Ну вот еще про один театр - Сатиры, попытался что-то тогда написать. Получилось не слишком убедительно и не очень интересно. Ну, как уж сумел.
Вот, короче говоря

Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров. Театр Сатиры

2 мая 2014 года

Театр Сатиры-1 Театр Сатиры
...Это была хорошая хохма Советской власти - организовать театр Сатиры в стране, где сам этот жанр строго преследовался и был фактически запрещен. В результате никакой сатиры в театре Сатиры не было, и назвать его можно было театром Комедии или Водевиля с фарсом.
Когда же возглавил театр ученик Мейерхольда и двоюродный брат Питера Брука, блистательно талантливый Валентин Плучек, там начался расцвет.

Я застал уже концовку этого расцвета, но и она была блистательна. Замечательные постановки: "Женитьба Фигаро", "Ревизор", "Горе от ума", да долго перечислять. Великие актеры: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ширвиндт с Державиным и опять можно долго перечислять.
Это была золотая пора. Плучек был личностью весьма своеобразной, противоречивой, рассказывали, что порядки в коллективе он завел, так сказать, специфические, там бурно цвели интриги, кого-то сжирали, но я за кулисами этого театра не был, и передавать слухи и сплетни не хочу.
Как зритель, я в основном наслаждался репертуаром, особенно классическим. Умный Плучек отбрыкивался от цензоров тем, что ставил, например, туповатые квазисатирические опусы Сергея Михалкова, однако старался впрямую почти не касаться современности

И в спектаклях по русской классике, и даже в комедии Бомарше проскакивали аллюзии и намеки на советскую действительность, но это было везде, и не на том строилась идеология и поэтика театра. Никакой обязательной комедийности тоже не было. Например, спектакль "Бег" по Булгакову был непроходимо мрачным, комическая стихия - которая есть в пьесе, генерал Чарнота, "азартный Парамоша" - в постановке отсутствовала напрочь.
Примерно так же, лирично и драматично, без особого смеха, было поставлено "Горе от ума", и безумно жаль, что эта очень интересная постановка не была сохранена на пленке. Правда, зато другим повезло больше - и resp нам повезло тоже.
Но мрачные и почти трагические спектакли чередовались с искрометными комедиями, а попытки обращения к жанру сатиры заканчивались в театре Сатиры иногда небезболезненно, "Самоубийцу" Эрдмана попросту запретили, я успел посмотреть спектакль, и никаких причин для запрета не видел, но это случилось на исходе эпохи застоя, когда маразм сгустился до максимума.

В перестройку "Самоубийцу" разрешили, а театр Сатиры стал загнивать и ощутимо умирать. Оно и не удивительно - Плучек оставался главным режиссером почти пожизненно, почти до 90 лет. При всем уважении к его долгожительству, он как режиссер уже к 80 себя исчерпал (как давно исчерпал себя Юрий Любимов, но сейчас не об этом).
Но это общая беда и проблема репертуарных театров, которыми пожизненно руководят одни и те же люди, и непонятно, как решать эту проблему, да и надо ли ее решать...

Плучек, в принципе, старался всё ставить сам, но именно в его театре проявил мастерство и стал известен Марк Захаров, а некоторые его спектакли очень долго сохранялись в репертуаре и после его ухода в Ленком.

Типо список лучших спектаклей, которые я видел
Женитьба Фигаро. Проснись и пой. Ревизор. Горе от ума. Бег. Мы нижеподписавшиеся. Самоубийца

https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8296422.html - Мы нижеподписавшиеся
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8311290.html - Самоубийца
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments