Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Пост сквозь годы. Моя неудачная театральная рубрика

Предыдущий пост сквозь годы
Я долго колебался и сомневался, стоит ли выставлять тут эту и последующие записи - про московские театры. Сама-то рубрика была неплоха, но получились у меня классические блины комом, один за другим, почти все. Не смог я про столичные театры того периода ничего интересного и толкового рассказать.
Относительно полезного там разве что фотографии самих театров (специально ходил к ним, искал ракурсы, хотя не всегда находил) и ссылки на мои дневниковые записи советских времен. Вот там есть немало толкового и интересного, без ложной скромности могу заявить.
Ну а что касается этой моей неудавшейся рубрики, то из песни слов не выкинешь, выставлю отдельные записи, хотя бы для себя - чтобы я видел, как не надо было делать.
Эвоэ!

Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров. "Современник"

30 апреля 2014 года

Современник-1
Новая рубрика. История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.
Строго говоря, кроме меня, эта рубрика вообще никого не интересует. И я пока не очень различаю "сквозь магический кристалл", что и как писать. Но лиха беда начало.

Театр "Современник" возник в период "оттепели", от него повеяло "ветром перемен", и он подарил советским зрителям энное количество "глотков свободы". Это все знают.

Я застал театр "Современник" в период, когда "ветры перемен" стихли, а "глотки свободы" выветрились. Это был вполне себе реалистический, даже несколько усталый в своем реализме театр, солидный, респектабельный, ничем не напоминающий молодежные коллективы и лишенный намеков на студийную атмосферу.
В этом театре я побывал дважды на практике при литчасти в период 1977-1982, тогда был, кстати, одним из первых читателей талантливой пьесы Константина Гуркина "Любовь и голуби", ставшей впоследствии популярной и знаменитой, так что могу судить о труппе и атмосфере театра изнутри, из-за кулис, а не только снаружи, из зрительного зала.
Нормально там было всё внутри, без всякой напряженности, свойственной "террариуму единомышленников" (это словосочетание придумал Александр Ширвиндт). Снаружи тоже было неплохо: ровный ряд спектаклей без ярких всплесков, но и без провалов.
Вернее, так. Всплески были, но раньше, и их результаты еще не изгладились до конца. Шли два блестящих спектакля по классике "Обыкновенная история" и "На дне", оба поставленные Галиной Борисовной Волчек, которая, по-моему, на этих двух постановках практически исчерпала свой режиссерский потенциал.
Самые талантливые и интересные спектакли делал молодой Валерий Фокин или приглашенные мастера, например, Георгий Товстоногов, поставивший "Балалайкина и компанию". Тут об истории этой постановки рассказывает Ляля Котова, царствие ей небесное, выдающийся завлит "Современника". Но я в литчасти ее уже не застал, там царила Галя Боголюбова, молодая, энергичная, интересная дама, дай ей Бог здоровья!

Помню еще замечательный спектакль "Большевики", пьеса, само собой, Шатрова. Никаких фиг в карманах, всё искренне и от души. Два часа из жизни типичной хунты, едва-едва взявшей власть, и готовой к провалу. Это я не сегодня так рассуждаю, это было четкое реалистическое ощущение во время спектакля.

Так вот, что касается "Балалайкина" и прочих подобных спектаклей. Как всякий респектабельный столичный театр, "Современник" позволял себе дозу антисоветчинки, аккуратно подкусывал режЫм, играл аллюзиями и ассоциациями, элегантно высовывал фигу из кармана, но тут же прятал ее обратно, как можно глубже.
Не обходилось без операций прикрытия - в "Балалайкине" ее, если верить воспоминаниям завлита, помог провести Сергей Михалков. Кто прикрывал в других случаях, не знаю, но без этого не обходилось. А самым смелым - в советские годы это определение регулярно применяли к фильмам и спектаклям - был "Монумент" по повести эстонского писателя Ветемаа, поставленный Фокиным в экспериментальном стиле - без антракта, без кулис, на почти обнаженной сценической площадке, где Конст. Райкин выворачивал перед публикой нутро советского подлеца-карьериста, и у него это здорово получалось.

Надо сказать, что я застал "Современник" в ту пору, когда Олег Ефремов уже ушел во МХАТ, но еще не переманил с собой часть актеров, оставались Петр Иванович Щербаков, и несравненная Татьяна Лаврова, и прекрасная, очаровательная Анастасия Вертинская, и Андрей Мягков, да и сам старик Табаков.
Их постепенный уход отнюдь не шел на пользу театру, и в 80-е годы он стал все больше и заметнее деградировать, загнивать, покрываться пылью.
Не помог даже временный прилив живой актерской силы из Таганки в 1984 году, когда несколько известных мастеров - Смехов, Шаповалов и др. - ушли оттуда в знак протеста назначению Эфроса на место Юрия Любимова, ставшего невозвращенцем (эту историю я расскажу подробнее, когда займусь театром на Таганке)
Впрочем, хоть и деградировал "Современник", как всякий репертуарный театр, в котором не меняется труппа и руководство, но ниже определенного уровня не падал и лица не терял.
С другой стороны, и перестройка не слишком сильно этот театр оживила, хотя и совсем умирающим я бы его тоже тогда не назвал.
Последняя постановка, которую я видел, была инсценировка "Плахи" Ч. Айтматова, спектакль не очень удачный, средний и скучноватый. В дневнике я кое-что о нем писал, так что еще выложу.

Не знаю, какие тут можно и нужно ли вообще подводить итоги. Театр "Современник" был далеко не худшим, но расцвет его пришелся на те годы, когда я был слишком мал, и затем он таких вершин уже не достигал.
Не знаю, что еще писать, может быть, потом добавлю.

Типо список лучших спектаклей, которые я видел
Вечно живые. Обыкновенная история. На дне. Оглянись во гневе. Лорензаччо. Монумент. Доктор Стокман. Кто боится Вирджинии Вулф

О спектаклях и актерах "Современника":
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8260803.html - Про Олега Табакова
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8256071.html
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8258533.html - Двенадцатая ночь
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8251399.html - Генрих IV Пиранделло
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8290921.html - Доктор Стокман
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8352994.html - Фантазии Фарятьева
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8364517.html - Спешите делать добро
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8478945.html - Ревизор
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8620661.html - Стена
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/8671131.html - Плаха

Современник
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments