Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Three Sisters (1970 film). Три сестры


Режиссер Лоуренс Оливье. Это спектакль Национального театра, слегка переделанный в фильм. Трактовка традиционная, эти традиции в английском театре давно сложились, все чеховские тонкости освоены, и игра звуками, и текст с подтекстом, актеры этим всем прекрасно владеют.
В составе спектакля неизбежно выделяются самые известные - Лоуренс Оливье в роли Чебутыкина, доктора - философа-пофигиста, грустного циника, выделяющего Ирину, похоже, свою дочь (о чем прямо ни разу не говорится, но тонко подразумевается), его жена Джоан Полурайт - Маша - несколько староватая, но как и в случае с Ольгой Яковлевой в спектакле Эфроса (о котором я писал еще давно в дневнике), это компенсируется явно выделенной незаурядностью и особым, жестковатым, графичным шармом. Эта Маша похожа на героинь французских портретов конца XIX - начала ХХ века. Ее партнер - Алан Бейтс - Вершинин, с усами и бородой a-la Николай II, интеллигентный, благодушный, мягкий, податливый, бесхарактерный (как и сестры Прозоровы), по большому счету бестолковый, ни на что не способный.
Всё традиционно, но тонко, не прямолинейно, не грубо, в Англии актеры и режиссеры Чехова слышат, его уважают, не ломают через колено, не рвутся преодолеть. Во всяком случае, не в 1970 году и не в National theatre.
Другие актеры менее известны или совсем неизвестны, даже в английской википедии их фамилии не выделены синим цветом ссылки-гипертекста, но они образуют четкий, ясный и гармоничный ансамбль. И Роналд Пикап - растерянно-некрасивый, прекраснодушный Тузенбах, И Дирк Джекоби - Андрей, такой, каким он и должен быть. И две оставшиеся сестры: Луиза Пернелл - красивая Ирина, холодная и неприспособленная к жизни, с нее пустыми интеллигентскими бреднями "надо работать"; Джин Уоттс - Ольга, старая дева. Да Соленый - некий Фрэнк Уайли - шибздик, искорёженный комплексом неполноценности, такой, какой требуется, и пустопорожний, но добрый Кулыгин. Чуть проще, примитивнее Шила Рид - Наташа, но и она такой должна быть...
Спектакль начинается и заканчивается классической мизансценой трех сестер, только если в начале они полны мечтаний и надежд, то в финале они как будто "принесенные ветром", сбившиеся в тесную группу в попытке укрыться от жизни.
Экзистенциальность абсурда не подчеркнута в режиссуре, однако проходит тонкой красной нитью сквозь всё действие.
Клюквы нет, хотя есть странные часы с боем в виде собора Василия Блаженного, а в самом-самом финале звучит Интернационал. Только его не хватало этим трем несчастным женщинам, не способным не просто добиться радости или удовлетворения, но в принципе жить в реальном мире, который их сжирает.
Еще










Музыка - сэр Уильям Уолтон


Мое кино
Tags: театр, хорошее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments