Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. 1987 - 89 год. Глава 2. Привет из Незгинелы

Первая глава

Кадр из фильма "Человек из мрамора"

Толковый и конкретный разбор (сам себя не похвалишь - никто...) фильма Анджея Вайды. Сам фмльм, наверное, давно и безнадежно устарел, но исторический интерес представляет. Хотя Вайда велик, но не этими конъюнктурными картинами.
Впрочем, все равно интересно.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


12 декабря 1987 года

Простой рабочий был, но весь вышел

Теперь о фильме Вайды "Человек из мрамора", что является даже продолжением темы (Оруэлла).
Матеуш Биркут - простой польский рабочий, хотя и хороший рабочий, крепкий парень, привлек внимание начинающего кинорежиссера, и тот решил снять о нем фильм, предварительно сделав из него стахановца.
И вот отобрали ему в помощь четырех самых мощных рабочих, и дали им задание поставить громкий рекорд, уложить сколько-то там тысяч кирпичей за день.
Рабочих накармливают до отвала, драят, чистят, и в решающий день, как циркачей, выпускают на "арену", а киношник снимает этот изнурительный и унизительный труд. Затем Биркут становится "героем года" и ездит с другом Витеком по стройкам, демонстрируя ударный труд. Все это происходит в польско-сталинскую эпоху, что откладывает отсвет на всё.
Биркут получает тяжелую травму, и начинает раскручиваться дело о вредительстве. Подозревают его лучшего друга Витека. Биркут оказывается человеком слишком честным и искренним. Их вдвоем вызывают в местное польское КГБ/НКВД или как его там. Они долго сидят неподвижно, тупая толстая белесая секретарша долго отвечает на какие-то звонки, перекладывает бумаги.
Наконец Витек робко спрашивает, можно ли ему в кабинет, и входит. Через какое-то время входит туда Биркут - и видит только полковника в абсолютно пустой комнате. Странный лощеный палач радостно приветствует местного "героя", а где Витек, не знает, был, вышел.


Некое реалистическое "Покаяние"

После этого кафкианско-кортасаровского эпизода всё закручивается. Биркут знает, что Витек невиновен, и начинает борьбу с машиной, с аппаратом, наивно и бесстрашно веря в ее смысл.
Он вламывается в президиум некоего заседания с пламенной речью, и делегаты дружно запевают "Дети разных народов", заглушая крамольные слова. Сексот, шныряющий весь фильм по пятам Биркута, жалкий, верткий, но сентиментальный, слегка жалеет свой объект и предупреждает об опасности, но всё бесполезно. Биркута сажают.
Может показаться, что это фильм о польском сталинизме, некое реалистическое "Покаяние". Нет, это лишь один пласт фильма Вайды, а всё, что я сейчас рассказал, воссоздает по крупицам некая странноватая девица, студентка киноинститута. Она решила сделать дипломный фильм об этом самом Биркуте.
Этой линии Вайда уделяет массу времени и метров пленки, пестро и подробно показывает поиски героев давнего сюжета.
У меня были сомнения, нужно ли это? Но, кроме прочего, это сделано и ради того, чтобы мы поняли: не так уж много изменилось с тех "сталинских" годов, и это не в лоб, а подспудно, цепью символов-намеков.
Но есть и прямой текст. Этот фильм (студентки) запрещают, не разрешают, мешают снимать, и делается он вопреки запретам. Так вот что выясняется дальше.


На фоне Гданьских верфей

"Сталинское" время в Польше было не таким долгим, поэтому Витек и Биркут более-менее скоро вышли из лагеря. И вот тут-то оказалось, что Биркут стал совсем другим. Он не простил. Приехав в родной город, он не пожелал говорить дежурные речи об ошибках и желании трудиться дальше.
Он сломался и перестал верить в то, во что верил до ареста, то есть, в социализм, рабочий класс и прочее.
Но в день выборов Биркут все же преодолевает себя и бросает бюллетень в урну, говоря с горечью: "Все-таки это наша страна".
Далее из фильма вырезали самую важную смысловую сцену - гибель Биркута в одном из ранних бунтов 70-х годов, так что существует некий провал, прогал, дырка в сюжете, главный герой как бы исчезает.
Ибо в фильме мы уже видим сына Биркута на фоне Гданьских верфей, тех самых, где возникла "Солидарность". И это не случайно, это для нас не так понятно, но для поляков ясно всё, сын продолжит дело отца и попробует опрокинуть фальшивый польский социалистический строй.
Почему "Человек из мрамора"? В период расцвета успеха Биркута его изваяли, а после ареста этот памятник засунули вглубь музея, и с этого заброшенного мраморного истукана начинается поиск свидетелей судьбы Биркута.

Кадр из фильма


Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: фильмы-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments