Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. 1986-87 год. Глава 44. Смерть на фоне "набоковщины"

Сорок третья глава

Они ушли от нас один за другим...

Повседневная жизнь времен перестройки в полный рост и в разрезе.
Так всё и было, политические виляния и флуктуации власти продолжаются, а жизнь и смерть идут своим чередом.
На фоне смерти великих актеров Андрея Миронова и Анатолия Папанова нелепым идиотским фарсом смотрится суета по поводу "набоковщины" и прочий бред. Но в те годы эта возня и склоки среди писателей казались важными существенными событиями, как и политический балаган имени Горбачева и Лигачева.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


30 августа 1987 года

Режиссер забыл, о чем ставил спектакль

Читал и читаю много газет и журналов, оттуда черпаю все впечатления.
Хотя был и в театре, "Скверный анекдот" М. Левитина, дешевка, пестрота, эклектика, не смешные и нелепые анахронизмы, слишком в лоб заявленные параллели с сегодняшним днем, не новое заигрывание со зрителем и ужасающе низкий уровень актерской игры (это в театре Миниатюр, будущем театре "Эрмитаж").
Вывозит всё анафемски остроумный текст Достоевского, как ни безобразно произносят его, как ни плюсуют, паясничают и не понимают, о чем играют спектакль.
Забыл, о чем ставил, и Левитин, когда в антракте устроил идиотский балаган, вызывающий недоумение и раздражение (хоть убейте, не помню, о чем идет речь! Да и спектакль совсем не помню). Всё, хватит об этом.

Бывает и еще хуже

Видел я спектакль еще хуже, "Завтрак с неизвестными" в Ташкентском русском театре. Кустарная, разводная режиссура В. Гвоздкова, ловкая, крепко сбитая пьеса В. Дозорцева, мастера интриги, с неким флером - беглые преступники, уединенный коттедж, художник с любовницей (в спектакле еще немного секса, голые груди, половой акт почти на сцене).
Неудивительно, что эта безделка может иметь успех где-то в Америке, там еще ценят экзотику: надо же, и в СССР такое бывает!

Ушли в расцвете сил

Умерли один за другим Андрей Миронов и Анатолий Папанов - страшный удар! Два, правда, замечательных актера и действительно в расцвете сил.
Папанов мог всё, и хоть скомпрометировал себя бесконечными "Ну погоди", плохо не играл никогда. Его Городничий - лучший из всех за последние годы, сильнее Гафта, более гоголевский что ли.
А в кино и несравненный комизм, и очень мягко-глубоко-серьезные роли, особенно последняя, в гребневском "Времени желаний".
А Миронов, да что говорить! Мой любимый актер, и прощаться с ним пришли тысячи людей, почти как с Высоцким.
Его любили все, это чистая правда, и он был крупнейшим комедийным артистом, хотя так много сыграл дерьма, дешевки и сам иногда не чувствовал грани между фарсовым остроумием и пошлостью, пел дурацкие куплеты, пошловатые, полузабытые танго и фокстроты.
Но сколько высших минут искусства он заставил пережить! И как в последние годы мучительно искал свою серьезную тему, играл мало, смело окунулся в "Ивана Лапшина", но рядом "Победа" и подобная чушь.
А до этого - серия непревзойденных героев у Эфроса, Грушницкий, Дон Жуан Радзинского. А также Фарятьев, Лямин в "Назначении", где он доказал, что он полноправный драматический актер.
Больно, когда уходят такие актеры, особенно если так рано.
И проклятое министерство культуры приказало не прерывать гастролей! Да как же это можно? Но всё у нас так, деньги важнее чувств, хотя и деньги делать государство не умеет.

Шатия-братия вопит из помойки

Пресса пока жива, хотя и стали ее бить, и рот затыкать, и окрики раздались, и непросто всё.
Значится так. "Молодая гвардия", один из реакционнейших журналов (Анат. Иванов и русофильская шатия-братия) поместил статью некоего Вячеслава Горбачева, заместителя главного - "Перестройка и подстройка", где прославляется сталинизм, Кочетов и его присные, и под прикрытием новых лозунгов оголтело хают(sic!) всю прогрессивную печать: "Литературку" (это наполовину верно, она виляет и держится посередке), "Советскую культуру" (тоже так себе газетёнка, с одной стороны Юр. Афанасьев и дискуссия об истории партии, но рядом Бондарчук, Бондарев и прочие голоса из помойки. Альберт Беляев жалкий трус и тоже норовит никого не обидеть), "Московские новости" (это понятно), "Огонек" (это естественно) и даже почему-то "Неделю" (вот уж зря, всего одна приличная статья против Бурляева, и Сырокомский до сих пор замаливает этот "грех").
Были в статье обвинения всяческие, в основном, политические и идеологические, сквозила ностальгия по софроновскому "Огоньку" и ярая злоба, что оттесняют от кормушек и оттирают с журнальных страниц - тем, что "гонят набоковщину".

По-сталински рявкнула "Правда"

В ответ "Огонек", "Сов. культура" и "Литературка" очень зло и язвительно выступили, разобрали по корочкам Вяч. Горбачева, Анатолия Иванова и пр.
Тогда вдруг по-сталински рявкнула "Правда", некто за сомнительной подписью "Владимир Петров": мы все по одну сторону баррикад, в одной лодке и прочая херня, призывы к "культуре" дискуссий рядом с грубыми окриками и чтением тупой партейной морали.
С "Правдой" спорить не принято, за ней чудится мнение ЦК (хотя на сей раз было высказано мнение именно "Правды", самой реакционной и подлой из официальных газет). И неясно, каково мнение ЦК? Что думает по этому поводу Горбачев?
То, что недоволен начавшейся дискуссией, ясно. Он питает иллюзорную надежду усадить всех "в одну лодку" и плыть в перестройку дальше. Но это смешно, жизнь опрокидывает благодушную чушь.
Я огорчен, что сейчас пытаются смягчить и замять противоречия, хотя у нас есть оппозиция, весьма сильная и хитрая, и налицо две точки зрения на дальнейшее развитие страны, причем все-таки Лигачев - в своем роде тормоз и ретроград, он боится развеять мираж коммунизма и по демагогии всех обставляет. А его взгляды на искусство суперреакционны и узколобы. Другое дело, что они уже не являются законом для тех, кто посмелее.
В ЦК осталась еще и масса подонков типа Севрука, защитника "Молодой гвардии". Очень худо с гласностью, буксует всё, и никакого прогресса.

Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Их последние роли в кино. Светлая память


Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: память, политический балаган, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments