Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. 1986-87 год. Глава 43. Никита на пути к деградации

Сорок вторая глава

Елена Сафонова и Марчелло Мастроянни в фильме "Очи черные"

Тут упоминаются несколько фильмов, среди которых я выделил два.
"ХХ век" Бертолуччи, который я недавно посмотрел еще раз. Картина, конечно, с левым уклоном, но сильная, я к ней был слишком суров.
Что же касается фильма Никиты Михалкова, то теперь ясно, что с него началась деградация кинорежиссера. Фильм пустой и несерьезный, хотя... Да, в общем, прочитайте, что я писал о нем много лет назад.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


10 августа 1987 года

Честно сделанные работы

За эти недели я видел много фильмов. Были совсем пустышки, я и называть их не буду. Были скучноватые, но честно сделанные работы. "Будь рядом", лента о детстве по рассказу Стивена Кинга, с поэзий, чистотой и даже некоторой мудростью, равно и первоисточника, и фильма.
"Кордебалет" Р. Аттенборо, бледный сколок со знаменитого мюзикла Chorus Line, хорошо танцуют артисты, и более нечего сказать (как очень часто, я был неправ, фильм превосходный, но тогда я его почему-то не почувствовал)


"Время остановилось" - сильный и злой венгерский фильм с позиции тех, кого раздавили, разбили в 1956 году, со страшными картинами венгерского сталиноидного социализма и "бездуховности" молодежи.
"Стрелочник" - нормальная голландская экзистенциалистская картина, о вечных чувствах и коллизиях, где махрово-бытовые детали переплетаются с многозначительными символьчиками. Нечто в манере Камю, печальное, эстетски красивое и, в общем, приятное.

Без умиления перед Америкой

"Рэгтайм" Милоша Формана, очень мастеровитая вещь с европейским психологизмом, привнесенным в американскую киноиндустрию. Очень тонки актеры, очень изящна и отточена камера, много едких находок и ракурсов (люблю это слово), но сплошь чисто американские проблемы, без умиления перед "великой демократией" Америки, а наоборот: все права, все свободы всегда могут быть спокойно растоптаны и порушены.
Бежав из ада чешского 68-го года, Форман сполна постиг и заокеанские блага и свободы.


Политика и секс без психологии

"ХХ век" Бертолуччи, фильм, окруженный ореолом величия, лишенным всякого основания. Просто крепкая политическая картина с вкраплениями секса, без психологии. Социально, политически всё верно и жестко, но и Депардье, и Де Ниро играть совсем нечего, только некие исконные, обобщенные чувства-краски, кои они обозначают.
Есть места сильные, есть лишние, всё растянуто до чрезмерности, четыре серии - явно ненужная роскошь. Никогда нельзя покупаться на магию даже самого знаменитого имени. Я вспоминаю другой фильм Бертолуччи, жестоко искореженный в нашем прокате, "Конформист", там была блестящая съемка, дозы секса (я их, в основном, угадывал и додумывал, но черт с ними), и тоже чисто политическая картина. Ничего особенного!


24 августа

Пересадка на итальянскую почву

И еще "Очи черные" нашего Никиты Михалкова, пересадившего себя на итальянскую почву. Это не Чехов, скажу прямо и безапелляционно.
Жил-был немолодой чудаковатый итальянец, любитель прихвастнуть и выпить. Он был эффектно-грустно-обаятелен, ибо это был Мастрояни. Была у него жена, активная, деятельная особа, замешанная в аферах - Сильвана Мангано. Никита взял крепких артистов и работал с ними неплохо.
И вот поехал итальянец на курорт, где столкнулся с прелестной, хрупкой, тонкой русской женщиной (Елена Сафонова - почему-то я забыл назвать актрису), сначала выпендривался перед нею, охмурял (попутно трахая какую-то шлюшонку), затем обольстил. Любил или нет, кто знает? Наигрывать чувства, убеждая в них даже самого себя, Джулио Романо был мастер.
Она страстно полюбила и бежала вместе с собачкой (некий абрис "Дамы с собачкой" остался).
Потом, недоуменно помечтав, Романо решил съездить в Россию, к своей любимой, в город "Арбатов", якобы по делам стекольной фирмы. Душок авантюризма и разгильдяйской жажды странствий был Романо не чужд.

Цыгане, водка и слизняк

Его российское путешествие - феерия, полная сатиры и выдумки, блистательны Олег Табаков и Юрий Богатырев в эпизодах. На ситуацию тех времен наложена сегодняшняя картина: иностранцу почет, его принимают все, но пропуск вглубь страны никто не выписывает, пока один вельможа не решается на столь геройский поступок.
Романо едет в свой Зажопенск, где его уже ждут хлеб-соль, оркестр и бокал водки: первый в истории города иностранец!
Цыгане пляшут, чиновники пляшут и орут, Романо охренел, его ведут к губернатору (Смоктуновский), тот тяжело болен манией величия, его кабинет обставлен его бюстами - его бюстами и портретами, а в центре глобус (как у Сталина).
А жена этого величественного слизняка - та самая очаровательная дама с собачкой. Где-то в сенях Романо с ней объясняется и обещает приехать и забрать ее (тут еще Никита всунул экологию и самоучку-от-сохи, знающего итальянский язык, но это и вовсе нелепо).

Крепко сшито, но не Чехов

Романо вернулся домой, в Италию, а жена его разорилась, и он, дабы поддержать ее духовно, ни в чем не признается и потихоньку свою зазнобу забывает. Он слаб, живет сиюминутно, и прочных чувств не знает.
Мы встречаем Романо уже низко павшего, официантом на пароходике, где едет некий русский негоциант, выслушивающий яркий занимательный рассказ пропившегося итальянца.
А в последних кадрах мы вдруг видим, что жена этого купца - та самая "дама с собачкой". Я это знал с самого начала, ибо этого требуют законы суровой мелодрамы, кою и сделал, весьма умело, Никита Михалков из тонкой чеховской прозы.
Ну что ж, все здорово сшито, скроено, слажено, но этот последний "поворот винта" столь неестествен, как и весь образ негоцианта, чья роль - лишь слушателя и охателя, что порочится, дискредитируется психологическая выверенность основного сюжета.

Кадры из фильмов "Двадцатый век" и "Очи черные"




Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: Микита, фильмы-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments