Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. 1986-87 год. Глава 41. То Высоцкий, то Булгаков

Сороковая глава

Кадр из фильма "Короткие встречи"

Повседневная жизнь интеллигента времен перестройки. Театр, кино, толстые журналы. Все оценки - более-менее трезвые, даже хваленых-перехваленных "Детей Арбата". Хотя я их переоценивал, запретные плоды всё еще казались сладкими и вкусными, но уже хотелось и калорийной пищи.
Спектакль "Собачье сердце" был вроде бы хорош, режиссер - Генриетта (Гета) Яновская, большой мастер своего дела, но я как ни пытался, так и не смог вспомнить исполнителя ни одной роли. Соответственно, и постановка была такая, несколько безликая.
Ну а "Короткие встречи" - фильм неувядаемый, который не может устареть. И дело не только в Высоцком. Просто я сравнительно недавно этот фильм еще раз посмотрел и испытал огромное художественное наслаждение, о чем и написал.
Ну а что покойная Кира Муратова потом фактически с ума сошла вместе со многими своими соотечественниками, хотя никакая она не украинка, и жила в Одессе, совсем НЕ украинском городе, уже не имеет никакого значения.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


5 июля 1987 года

Мрачный регистр в ТЮЗе

О "Собачьем сердце" в ТЮЗе писать я, пожалуй, не буду, уже поздно. Очень хороший спектакль, где сатира и изящно-едкий смех уже переведены в куда более мрачный регистр, и смех идет мрачный, суровый, сквозь слезы.
Да это уже почти трагедия, не так профессора Преображенского, хотя тот и прозревает, как трагедия всей нашей страны, выпустившей на волю страшного люмпена-хама, объявившей его хозяином жизни и вершителем судеб гнилой интеллигенции. Шариков в двадцатые годы смешил и забавлял, а затем он такое устроил в России! И Гета Яновская это помнит, и потому вводит в постановку людей во френчах, нечто среднее между Дзержинским и Берия.
Они пока корректны, опекают, оберегают профессора, но в них чувствуется страшная дремлющая сила, выраженная в двух-трех словах и всемогуществе, всезнании, всеприсутствии.
У меня возникли ассоциации с Курчатовым или Королевым в шараге-бункере, где ему дана полная свобода слова в пределах стен, но все открытия и научные разработки - под контролем высших властей.

Расплодили Шариковых, как кроликов

Шариков - плод неосторожных опытов профессора и на совести "френчей", они создали его. И хотя в спектакле они дают его убить, в истории они расплодили Шариковых, как кроликов, Преображенского и Борменталя из шараги засунули в лагерь, Швондера - туда же, за максимализм и идиотизм, а разруха продолжается вот уже семьдесят лет, кругом царит абсурд, и никак ничего не поставить ничего с головы на ноги.
Постановка сделана с этой временной перспективой, поэтому так мало комедийности и фарса, поэтому всё засыпано трагическим черным снегом и еле освещено подслеповатыми фонарями.
А "Аида", некий золотистый осколок прошлого, стыдливо жмется и не звучит.
О недостатках. Актеры - все - пустые места, фишки, обозначения, порой слишком заунывно звучит серьезная тема, но и в этом повинны актеры. Некоторые остатки фарсовых сцен повести лучше было убрать, они непонятны и не смешны. Но в целом, это самое яркое явление нынешнего сероватого-бледноватого сезона.

Сцены из спектакля

Не мелодрама, хотя могла бы

Чего я только не видел и не читал за это время?!
Лучшее - "Короткие встречи" Киры Муратовой - тоже простой, ясный, невзрачный фильм, но сделан с таким чувством меры и полон такого легкого дыхания, что даже его коллизии не кажутся банальными. Ибо с необходимо искренней полнотой выражено всё и в то же время без надрыва, без истерик, столь обычных в подобных ситуациях.
Это фильм - не мелодрама, хотя мог бы ею стать, и в этом его неувядаемая прелесть.
Две женщины сошлись на одном мужике, который от обеих взял что надобно, но не променял их на свою независимость геолога.
Он мужик неплохой, не подлец, честен и прям, тем более его трудно осуждать, что его играет Высоцкий, лихой, ироничный, бородатый и, конечно, с гитарой.
Одна из женщин - юная сельчанка, официантка в придорожном кабаке, Нина Русланова в пору юности. В ней сельская прижимистая ревность, деревенская туповатость борются с благородством и добротой.


Другая - почти сорокалетняя исполкомовская работница (сама Кира Муратова, а она была очень ничего, с сексом, бесенятами в глазах и пухлым, сочным телом), дело свое любит, но любит и Высоцкого (не помню, как зовут его героя), на работе занята абсурдом, но пытается бороться с приписками в строительстве.
Девушка работает у нее домработницей. И обе - неустроенные, странные, упрямые, по ночам мечтают и вспоминают об одном и том же мужчине.
Вот такой фильм, полный деталей и штрихов, легкий и стремительно упругий, как молодая лань. Здесь и искусство, и энергия брызжут и играют, это пока лучший муратовский фильм.


Очередной литературный шлягер

"Дети Арбата" - тут ясно, это нынешний литературный шлягер. Роман хороший, но не великий. Хотя это - максимум правды о тех временах, не так правды о событиях, это уже было и есть, как правды о людях, во что их превращали, как их перековывали и добились-таки своего.
В романе нет ни одной поблажки советскому сталинскому строю и самому вождю, их бьют, лупят со всех сторон. Всё было глупо, всё не так, всё разрушало страну, но человек превращался в серого робота, "идеологически выдержанного", зато славящего Сталина без сомнений и размышлений.
писать о рыбаковском романе нет нужды, тут нет хитросплетений, не во что углубиться, всё ясно и всё точно. Корни сталинской диктатуры - единственное, чего не смог раскрыть автор, но это сложно. А вообще эпический размах романа давал возможность создания новой "Войны и мира".

Кадр из сериала "Дети Арбата"

Что еще? Хорошая повесть Искандера "Старый дом под кипарисом", с хорошо знакомыми героями и неожиданно тонкими зарисовками сталинской эпохи.



Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: литературное, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments