Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. 1986-87 год. Глава 19. Преодолевая судороги процесса

Восемнадцатая глава

Красавица Анна Самохина, увы, покойная, в фильме "Воры в законе" по рассказу Фазиля Искандера "Чегемская Кармен"

Кому-то, возможно, смешно сейчас читать: "обновление дает сбои, ослабился критический потенциал прессы", но так оно и было. Причем я был совершенно не уникальным, а типичным, типичнее некуда, представителем интеллигентско-творческой прослойки в своем отношении к перестройке, к Горбачеву, к гласности, к возвращению ранее запретных имен и произведений.
Процесс пошел, но шел он не гладко, толчками, с торможением, туда-сюда-обратно, и в 1987 году, да и позже, вплоть до 1990 года не казался необратимым. Видимо, и Горбачев питал иллюзии, будто он в любой момент может остановить этот запущенный им процесс.
Эти записи, наверное, могут представлять определенный исторический интерес. Особенно абзацы, посвященные "толстым" журналам, да и газетам тоже. Роль газет и журналов в период перестройки и их влияние на умы граждан заслуживает серьезного научного исследования.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


19 января 1987 года

От Искандера пальчики оближешь

Читал два рассказа Искандера, изумительных, пальчики оближешь! Читая их, я вспоминал Мериме и Чехова.
Почему именно их? Та же свободная композиция, диалоги, пейзажи, общие рассуждения о жизни, о литературе, тонкость и сила деталей.
Да Чехов-то вспомнился зря, у него похож лишь цикл о Чимша-Гималайском, "Крыжовник" и пр.
А Мериме не зря, первый рассказ назван "Чегемская Кармен", и сходство с той прелестной новеллой есть, хотя всё иронизировано. Эта Кармен - просто шлюшка, алкашка, наркоманка, связанная с воровским абхазским миром, хотя и та Кармен была не лучше, ее опоэтизировали романтики.
Искандер в своей новелле многое затрагивает, и национальные предрассудки абхазцев, их споры с грузинами и каким-то эндурцами о древности сооружений, о том как давно абхазцы здесь живут, и советских миллионеров, коих протряхивают нынешние робингуды, и насмешку над лозунгом "грабь награбленное", и упоминания Сталина в самом издевательском, ненавистном контексте, и горные пейзажи, и неглупые литературные и философские рассуждения.
В общем, содержание новеллы богато и разнообразно, некий качественный скачок.

Страшная действительность из журнала

"Бармен Адгур" - это стилизация, не без юмора, но за шутками видна страшная действительность абхазского торгового, уголовного, милицейского мира, что одно и то же. Милиция, юристы, врачи, местные власти, всё куплено, порочный круг, надо выть по-волчьи и быть волком, кем и является главный герой, бармен-десантник, с коим решили расправиться. Искандер не может без иронии, без тонкой внутренней усмешки, но он полон ужаса от нашей современной жизни.
Прочел маленький, но сильный новонапечатанный рассказ Ю. Трифонова "Недолгое пребывание в камере пыток" о предателе-стукаче конца сороковых и о новой с ним встрече. Больная трифоновская тема, и снова всё четко, честно и сильно написано.
Всё это - из 12 номера журнала "Знамя" - едва ли не лучший сейчас журнал, хотя трудно быть лучшим.

С ума сойти и обалдеть!

А вот получил первый номер (журнала "Знамя") за этот год, и обалдел, читать стоит от корки до корки.
Судите сами: новый роман С. Есина "Временитель", о нем речь позже, после второго номера, стихи В. Соколова - неплохие и Б. Слуцкого - отличные, деревенские рассказы Б. Екимова (пока не прочел, но говорят, что вещь стоящая), новелла Андрея Битова, эссе Ф. Искандера, интересная статья о 10-й главе "Онегина" некоего А. Чернова, человека явно талантливого (на сей раз я не ошибся, Андрей Чернов действительно оказался талантливым поэтом и литературоведом); "мемуары" бывшего завгороно - о советском абсурде в области образования и просвещения, о пустых вечерних школах, переполненных на бумаге, и всё министерство всё прекрасно знает, но для него важны только цифры вала, а дети - главное препятствие, как сказано недавно в КВН остроумными одесситами.
Записки бывшего посла в Иране - весьма объективно, откровенно и интересно.
Статья Н. Ивановой - честная и длинная, хотя скучноватая, в ней описан фильм "Покаяние". Но меня огорчили нападки на В. Астафьева, не на его взгляды, достаточно одиозные, а на "Печальный детектив", что несправедливо, нельзя подменять отношение к тенденции отношением к художественным образам
Статья И. Золотусского, где Астафьеву отдано должное, и где злые и ядовитые слова о Сталине, и два слова о лагерях, в солженицынском духе: огромный котлован, обнесенный колючей проволокой, там мириады рабов и гигантский транспарант "Вперед к победе коммунизма". Это строительство Куйбышевской ГРЭС. Вот они, великие стройки коммунизма!
В общем, великолепный номер журнала, если так пойдет дальше - с ума сойти.

27 января

Путь гласности тернист и тяжел

Обновление дает сбои, ослабился критический потенциал прессы. Слухи о возвращении Любимова оказались сильно преувеличенными (он и не думал и не собирался) - нельзя верить слухам (маэстро капризничал и выпендривался перед неизбежным возвращением). Не разрешили играть спектакль про Высоцкого на Таганке в день рождения поэта. Хотя все газеты и журналы этот день отметили, даже в "Советском спорте" публикация двух стихотворений, даже нелепо всё это, по указке умеют делать всё, что угодно. Хотя статьи в "Известиях" и "Московском комсомольце" весьма неплохие, слабее и банальнее - в "Огоньке". Поменьше бы статей, побольше бы стихов и прозы его самого, и хорошо бы неизданного, неизвестного.

Но восстановлен "Дом на набережной". Рассыпан набор "Собачьего сердца" Булгакова в "Юности", это тяжелый удар, это самое несправедливое и глупое.
Да, путь будет тернист и тяжел. Гласность, конечно, стала знаком наших дней, но я наблюдаю характерное явление "неполной гласности", "неравной свободы", нечто напоминающее пословицу о Юпитере и быке.
Что дозволено "Московским новостям", "Аргументам и фактам" и подобным полузакрытым изданиям, не дозволено "Правде", "Известиям" и пр.

Суперсмелые Московские новости

Особенно характерны "Московские новости", там идет суперсмелый разговор, последовательно и целеустремленно пишут правду о Сталине, гораздо откровеннее и яснее говорят о наших сегодняшних делах.
Конечно, ничтожная доля тиража поступает в киоски, но газета обращена в принципе на Запад, не для нас это всё, надо признать.
Читать приятно, особенно о Сталине. И что программы "Истории КПСС" до сих пор основаны на сталинских концепциях, и что нельзя генералиссимуса показывать мощно-патетической фигурой. Но в "Правде" сейчас так не напишут, и это прискорбный факт.

Очередь в газетный киоск за "Московскими новостями". Конец 80-х годов ХХ века


Сталин без ореола

"Покаяние" вырвалось на экраны, но уже все подряд примазываются, в "Литературке" написал о фильме Роб. Рождественский, и всё правильно, хорошо сказал, но я ему не верю (и совершенно напрасно! Роберт Иванович был исключительно порядочным человеком). Вот Евтушенке верю, тот и правда считает, что такие фильмы нужны.
Вообще всем, что касается Сталина, я сейчас доволен, эта фигура разоблачается повсеместно, лишается ореола величия и противоречивости. Тиран, повернувший страну вспять, это пора признать публично, и хотя это не напечатано впрямую, это единственный логический вывод из всего, что пишется сегодня о Сталине и его времени.

И еще два раза настоящая чегемская Кармен - несравненная красавица Анна Самохина в фильме "Воры в Законе"


Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: история, литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments