Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. 1986-87 год. Глава 18. Памяти Анатолия Эфроса

Семнадцатая глава

Я не стал ничего менять в некрологе, написанном по горячим следам, после гражданской панихиды.
Мое общее отношение к Эфросу за прошедшие годы не изменилось, только укрепилось, спустя годы намного лучше понимаешь, насколько это был выдающийся художник, и еще печальнее, что он не все свои замыслы реализовал. Не поставил "Гамлета", например, а ведь хотел, да, наверное, так и не решил, кому доверить эту роль. Мог бы сыграть, наверное, Олег Даль, да они слишком быстро разругались.
Эфрос работал со многими лучшими актерами своего времени - помимо тех, кого он вырастил, были Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Михаил Ульянов, Андрей Миронов, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Анастасия Вертинская... Некоторые из них с ним разругались. Свои, с Малой Бронной, предали. Осталась верной одна только Ольга Яковлева. Закат Мастера был очень печальным.
К переходу Эфроса на Таганку мое отношение с тех давних пор изменилось сильно. Я был неправ, я напрасно его осуждал, и этот глупый юношеский максимализм прорывается в том, что я тогда написал. Дураком я был, и не знал жизни.
Теперь-то я понимаю, что Эфрос просто хотел работать, ставить спектакли, а не заниматься глубоко чуждой ему политической хренотенью. И пусть будет проклята "прогрессивная" общественность, которая по сути, помогла загнать Художника в гроб. Да эта злокозненная общественность ничуть не изменилась и продолжает творить свои черные дела.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


17 января 1987 года

Неотделим от свой эпохи

Умер Анатолий Эфрос. Это ужасно, как это некстати и больно.
Он был не ангел, да и кто ангел? Но он неотделим от своего времени, от своего поколения. Он - часть театрального бытия, со своими грехами, ошибками и успехами, победами.
Он не был жалкой жертвой, растоптанной мощными супостатами. Он не был человеком мягким, нежным, деликатным, сверхинтеллигентным. Он оказался в вакууме, в стороне от бурного обновления театра, но прежде всего он сам в этом виноват.
Хотя и переход его на Таганку был воспринят слишком сурово, но он сам должен был это заранее понять. В результате он не выдержал моральной травли своих коллег-товарищей, хотя ранее выдержал травлю чиновников.
Но Розов, призывавший на панихиде быть добрее друг к другу, прав в целом и неправ в данном случае. Доброты, благородства не было и в помине, в том числе не проявил этих качеств и Эфрос. Он слишком крупная личность, большой художник, чтобы нуждаться в приукрашивании, вранье.

Его время его подкосило

Его конец трагичен, но, увы, закономерен. В какой-то мере Эфрос себе изменил, худшее в нем перевесило, он сразу потерял себя и как художник. Его последние спектакли на Таганке - явно не тот уровень...
Но его точило и грызло, он не был подлецом и предателем (иначе жил бы себе припеваючи), и когда пошли слухи, что вернется Юрий Любимов, это оказалось последней каплей, едва ли не расплатой (а может быть, это не слухи, а верные сведения, я ничего точно не знаю).
Прав Ефремов, сказавший замечательную речь на панихиде: "Настало его время, и оно его подкосило".

По праву таланта

Эфрос был талантливым человеком, я очень его любил в пору "Женитьбы", "Месяца в деревне", "Лета и дыма", "Продолжения Дон Жуана". Он лучший наш телережиссер и автор лучших радиопостановок (только его "Мартин Иден" можно назвать самоценным произведением на радио).
И неудачные, малоудачные его спектакли очень интересны, а особенно увлекательны были его репетиции, я на них успел побыть.
Он воспитал много великих актеров, работал с первыми мастерами, и работал плодотворно с Ульяновым, Высоцким, Калягиным, Смоктуновским, не говоря о Дурове, Броневом, коих он породил и которые предали его и вообразили себя равными, и об Ольге Яковлевой, которой без него остается покинуть сцену, ибо они были нераздельны. Со многими актерами он перессорился, но успел их заставить сыграть: Даль, Петренко, Любшин...
Эфрос - один из ведущих режиссеров нашего времени, один из китов, из лидеров. И я верю, что он останется в истории театра, не формально, а по праву и по рангу таланта.
Жаль только, что в конце жизни он совершил ошибку, которая его и убила.



Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: память, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments