Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. 1986-87 год. Глава 11. Запрещенная Тема

Десятая глава

Михаил Ульянов и Инна Чурикова в фильме

В конце 1986 года настала пора снятия с полок ранее запрещенных советских фильмов. Много их оказалось, новые можно было несколько лет не снимать.
Фильмы те были очень разные, и хорошие, и не очень, но смотреть которые было интересно, и полное фуфло, однако едва ли не каждый раз срабатывал эффект "запретного плода".
К сожалению, практически все они, за редкими исключениями, быстро устарели, потеряли актуальность и теперь представляют разве что исторический интерес. Панфиловская "Тема" как раз из таких.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


19 октября 1986 года

Герой Ульянова смешон и трагичен

И снова кино. Фильм Г. Панфилова "Тема" - возможно, лучший его фильм. Но его долго-долго держали на полке. Герои фильма - писатели и провинциальная интеллигенция.
Главный герой - Ким Есенин, известный, успешный и бездарный драматург, но вдруг осознавший свою бездарность. Из этого ясно, что никакого реального прототипа нет. Хотя его фигура очень типична.
Играет его М. Ульянов, его герой и смешон, и трагичен (ну, скорее драматичен) одновременно. Мы видим его в роковую минуту перелома, он растерялся, мается, не умеет реагировать, он привык быть в похвалах, цветах, объятиях, и ему трудно вылезать из этого всего, тем более, что никто не согласен с ним, льстят, елейно хвалят, а ему это вдруг противно.
Внутренний кризис Есенина - солидная причина для сочувствия, оправдания, его жалко, да и он жалок, тем более, что ведет себя не лучшим образом, напивается, буянит, крушит, куражится. Вот он, наш "народный трибун", подгулявший вельможа, танцующий дикий пьяный вальс со случайной литературной шлюхой, восторженной любовницей, залезшей в постель этого 55-летнего потрепанного мужика ради его славы, а то и денег. И за это готова объявить его Шекспиром и кем угодно.


Чурикова в облачке интеллигентности

Душевный кризис Есенина проявляется не только в пьяном кураже, но всё, что он делает - до конца не дает его пожалеть. Его самоуничижение, самоуничтожение - высокомерная поза, он очень нравится себе, когда топчет себя и делает это во многом ради некой "провинциальной музы" - экскурсовода Саши (дело происходит в чем-то вроде Суздаля).
Ее играет И. Чурикова, которая может всё, это актриса - чудотворница, кудесница. Она полна таким невероятным шармом, таким газовым облачком интеллигентности, поразительной внутренней культуры, настолько притягательна, привлекательна, обаятельна, прелестна, что забывается сильно уродливая внешность Чуриковой. Куда она делась? С годами ее облик удивительно смягчился, сгладился, но великой актрисой она была всегда (не так давно я смотрел фильм "Начало").
Саша жалеет Есенина, она жалеет всех, она очень добра и несчастна, но она прямо в глаза говорит заигрывающему с ней драматургу всю правду о его бездарности. А тот кается, клянется писать меньше, гнусно и эффектно позирует, а потом решил приударить, ибо Есенин любит все жизненные удовольствия - и выпить, и баб и т.д.


Три мира, три писателя

Рядом с Есениным его друг Пащин - Е. Весник, инвалид войны, балагур, пьяница, ремесленник, что строчит трилогии без черновиков, учит людей порядочности, а сам считает себя выше законов и правил. На справедливый упрек гаишника "У нас все равны" Пащин отвечает про Есенина, нарушившего правила: "А он равнее".
Потом на наших глазах перерабатывает этот жизненный эпизод в "художественную прозу", но уже в нравоучительном духе. Пащин бездарен и мастит, он на это плевал, знай лудит роман и наслаждается жизнью.
И третий писатель по имени Андрей, фигура смутная, но в целом понятная, друг-любовник Саши. Работает могильщиком, его история в общих контурах становится ясна в конце фильма. Есенин, возомнивший, что Саша в него влюблена, проникает ночью в ее квартиру и подслушивает прощальную сцену Андрея и Саши.
Андрей затравлен, разочарован, уезжает в Израиль, ибо здесь он не смог себя осуществить. Саша его страстно любит, но ехать с ним не может. Сцена их бурная, слезы Саши, проклятия Андрея, она держит, хватает его, он вырывается, и она падает в обморок. Есенин, осторожно переступив через ее тело, уходит.

Этот мрак предрассветного часа...

Финал - ночь, красновато-розовые отблески приближающейся зари, "мрак предрассветного часа", Эос с розовыми перстами. Очень красиво.
И разбитая машина Есенина, а он то ли ранен, то ли умирает, вроде покончил с собой, но остался жив. Да и куда ему, "слабО стреляться!", не тот размах, не та драма.
Три писательские судьбы, две первые никак не связаны с третьей, но приходит мысль, что по вине этих маститых бездарей, прибравших к рукам советское искусство, талантливые люди терпят крах и едут на Запад, где их ждут новые разочарования и драмы.
Не знаю, хотел ли Панфилов это выразить? Но я об этом подумал. И еще: Ульянов очень точно отмеряет всего, и очень мало среди этих красок подлинно трагических, слишком много рисовки, любви к себе, плача по себе самому, раздражения и просто дурного характера, капризов, избалованности славой.
Ульянов всё отделяет четко, знает меру. И финал, возможно, чересчур сильный для этого жалкого ремесленника. А если суть в том, что Есенин и с собой покончить не сумел, то это надо было четче определить, чтобы весь мелкий формат этой "личности" стал окончательно ясен.

Фильм не пускали, ибо очень непривлекательны фигуры советских писателей, известных и видных. Увы, большинство их как две капли похожи на Есенина, только без его мук бессилия, они не понимают своей бездарности или не говорят о ней - уж точно. Но это допустимая мера условности. А так фильм хороший.

30 октября

Заданность и правдоподобие

И все-таки я понял, что фильм "Тема" портит заданность. Почему Ким Есенин занялся самобичеванием? Никаких ясных, логических причин, никаких объяснений.
Может быть, так: что было бы если. Но фильм по виду реалистический, да и всё далее правдоподобно. Кроме изначальтного позыва, импульса - это и портит картину.

Инна Чурикова может быть даже красивой. Вот что значит Великая Актриса!




Мои дневники
Необязательные мемуары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments