Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. 1986-87 год. Глава 6. Кино, литература и дутая фигура

Пятая глава

Елена Коренева в фильме "Ярославна, королева Франции"

Елену Кореневу я тогда очень любил, да и люблю. В хорошем смысле. Как очаровательную женщину и прекрасную актрису.
Суров я был. Точнее, бывал.
Про Василия Белова правильно написал. Роман "Все впереди" - очень и очень плохой, на нем кончился большой русский писатель, начал яростно бороться с инородцами и ушел в полное РЛО (русских людей обижают). Раньше я в дневниках Белова хвалил, от своих слов не отказываюсь, он БЫЛ замечательным русским прозаиком. Был, но весь вышел. Увы.

А вот к некоторым фильмам ("Любовь и голуби", которые упоминаю мимоходом в придаточном предложении) и отдельным актерам (Александр Михайлов) я был несправедлив. Но тут уж слов из песни не выкинуть. Сейчас воспринимаю их совсем по-другому.
Альфонса Додэ перечитывать не хочется, а с Бальзаком я совершил грубейшую ошибку - начал читать все подряд, том за томом его собрание сочинений. Так нельзя делать ни в коем случае! Никакой писатель, никакая литература не воспринимается в таких огромных количествах, так что Оноре де Бальзака я вскоре "переел".
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


27 июля 1986 года

Пишет о том, чего не знает

Очень плохой роман Василия Белова "Всё впереди", новый, последний, почему-то не о деревне, а об интеллигенции, причем научной.
Все герои неприятны и противны, мужья и жены перепутаны, все пьют, сексуально мучаются, всё мерзко, и всё малохудожественно, вот что главное.
Непонятно, о чем это, зачем это? Белов пишет о людях, которых не знает, и поэтому потерпел сокрушительное поражение. Он, как и Астафьев, не любит интеллигенцию, но Астафьев афористичен, жесток, четок, а Белов в этом романе расплывчат, разжижен. И ничего больше об этом не хочу писать и думать!

31 июля

Серапионовы сказки Гоффмана

Читал одного из моих любимых писателей Э.Т.А. Хоффмана (так я из пижонства называл Гоффмана) - "Серапионовы братья", первый том, да и то неоконченный.
Какая прелесть эти сказки! Эта смесь фантазии, поэзии, иронии, юмора. Уникальный писатель, но дальше у меня есть только немецкий текст, а читать его нелегко, очень туго продвигается у меня изучение немецкого языка. Когда же я смогу читать?! (так и не освоил я немецкий язык до такой степени, чтобы свободно читать) А как хочется прочесть дальше.

Проститутка остается человеком

Почитал, совершенно вдруг, Альфонса Додэ. "Короли в изгнании", неожиданная тема, есть много юмора, едкой иронии над свергнутыми самодержцами в Париже, пытающимися держаться, как короли, но опускающимися на самое дно. Но книга полна глубоким сочувствием к королеве, которая горда, несгибаема, и изгнание не развращает ее, а окончательно очеловечивает, раскрываются чувства простых смертных.
Роман сильный, энергично написан, сатирическая сторона - превосходно, некая доля риторики и романтики слегка портит (речь идет о дурной романтике), но не до конца. Уж лучше, чем Золя - это точно.

"Сафо" - роман о любви проститутки (точнее, содержанки, куртизанки) к молодому красавцу дворянину Госсеку Д`Арменди. Он полное ничтожество, шваль и дрянь. Живет с Сафо, но стыдится ее, мучается сам, мучает любовницу, а та по-настоящему любит, как ни странно.
Нет ханжеской сентиментальности Дюма-сына. Фанни Легран по кличке Сафо не идеальна, у нее было много мужчин и пр., она грубовата, не шибко образована, хотя жила с художниками, но Госсека любит и делает ради него всё, идет на любые жертвы.
Он, наоборот, думает постоянно, как бы с ней порвать, и держит его только плотское вожделение, высоким стилем выражаясь.
Потом он решает жениться, рвет с Сафо, та страдает, но прощает его. Госсек приезжает забрать свои письма, он не верит ей, хотя Фанни на подлость не способна, и в гнусном припадке ревности вновь связывается с нею, со зла. Жениться он уже не может, но Фанни находит в себе силы сама порвать с ним и уйти к человеку, которого не любит, но который готов даже жениться и от которого имела сына, в общем, ради сына.
Госсек остается один, ни с чем, что он и заслужил, жалкая тряпка и подлец.

Про порядочного подлеца

Додэ лукаво предупреждает, что роман его о том, как "дурная" женщина может испортить жизнь "порядочному" человеку. Оттенок этот иногда проступает в тексте, возможно, Додэ так и хотел.
Но получилось иначе. Бывшая проститутка Фанни настолько привлекательнее и порядочнее своего жалкого красавчика-любовника, что она сама и есть жертва. И смысл романа парадоксально изменяется (хотя бы эпизод с письмами: Госсек, лишив всего Фанни, приняв все ее жертвы, как истинный подлец, думает, что она будет его компрометировать, какая дрянь!)
Мораль, грубо говоря, такова: несчастные женщины, не кидайтесь вы на красоту! Сколько под ней подлости у так называемых "порядочных" мужчин!
Я был под сильным эмоциональным впечатлением от романа, хотя и тут есть доля сентимента и риторики, не позволяющая Додэ стать великим писателем, но он точно ничем не хуже Мопассана (тот дальше, чем Додэ, в подобной тематике не шел, да и отношение к женщине у Мопассана куда более презрительное, как и у моего любимого Чехова, впрочем), Бальзака - тоже риторик хоть куда.
Я хуже знаю Франса и Флобера, но это надо будет лучше узнать. Пока взялся за Бальзака.


3 августа

Бальзак и чистый карамболь

Ну так вот, Бальзак. Начал я со "Сцен частной жизни", начало "Человеческой комедии".
Главные темы - сложности семейной жизни, несовместимость супругов, несходность характеров и, в основном, трагические последствия.
Чаще зловещую роль играет женщина, "Полковник Шабер" хотя бы, одна из лучших повестей, то же в "Госсеке", это абсолютный шедевр, закончен до последнего штриха. Перечтен, увиден и понят мною заново.
Совсем не прост образ Госсека, хрестоматийно истолкованный, он не просто скупой рыцарь или французский Плюшкин, это сильный человек, не жмот-скупец, а презирающий человечество философ, незаурядный финансист, поэт, психолог, наблюдатель, не чуждый привязанности и симпатии к Дервилю, способный на человеческие чувства, кои не омертвели вовсе, и уж совсем не комический персонаж.

Остальные повести цикла - пока - намного слабее этих двух, слегка разжижены, не столь цельны, не пронизаны стержнем, часто распадаются на составные части и иногда мелодраматичны.
"Вендетта", например, дурной и не оригинальный романтизм. "Дом кошки..." - противопоставление некоего парящего художника и симпатичной мещаночки из лавки, тоже второсортный романтизм. Есть легкие анекдотики и скучные рассуждения. Всё весьма неравноценно.
Везде силен мотив злой иронии над аристократией и людьми, выдающими себя за оную. Блестящая концовка "Госсека" ("Принимает, но только на раутах" - надо же так окончить повесть! Это блестящий и чистый карамболь, всё распределяющий по лузам). В этом пункте Бальзак беспощаден и великолепен, особенно когда пишет о "наполеоновской" скороспелой аристократии.

Прекрасная Коренева и анекдотический фильм

Видел два фильма, плохих.
"Ярославна, королева Франции" И. Масленникова - анекдотический фильм, к истории отношения не имеет, но и на ироническую притчу не тянет. В принципе, неясно, о чем он и зачем, если бы не Е. Коренева в главной роли.
Очень интересная работа, маленькая, хрупкая, но мужественная девушка, которая впитала в себя власть, и потому не слышит своих чувств, не осознает их и не допускает возможность любить кого-либо, кроме короля, которого она еще и не видела.
Всё это - сложный клубок страстей., конфликт в душе между зовом сердца и разумом, с победой разума и понимания своей исключительности. Коренева играет всё это, насколько возможно, но режиссер не дает уйти в тонкости, заставляет промахивать мимоходом, мимовзглядом, и оттого фильм теряет свою цельность и ценность.


Шутят, как тюкают топором

"Бешеные деньги" (режиссер - Евгений Матвеев, замечательный актер, но никакой не режиссер) - лихая работа умелого мастера, есть смешные, острые кадры, яркие переходы, находки, но все персонажи поняты до ужаса однокрасочно, прямолинейно. Все актеры играют с двойным нажимом в одном направлении, на одной струне. Не тонко, не иронично. Даже шутки звучат, как будто тюкают топоры.


В этой примитивной атмосфере, в условиях грошовой, тупой иллюстративности теряются даже такие актеры, как Ю. Яковлев, который кривляется, паясничает, пережимает и на удивление туп и глуп.
Что уж говорить об остальных? А, Михайлов - недалекий ремесленник, умело изображающий всё, что требуется, но внутрь никогда не идет (яркий пример - безвкусный лубок Меньшова "Любовь и голуби"(тут я был категорически неправ, но что написано пером...). Л. Нильская - Лидия - развратна и глупа просто, никакого очарования, женского обаяния. Ну и всё в этом роде. Ради чего снимался фильм?

Кадры из вышеописанных фильмов. Елена Коренева. Людмила Нильская и Елена Соловей


Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: литературное, фильмы-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments