Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Пост сквозь годы. За высокое искусство

Предыдущий пост сквозь годы
В те поры еще не разрешали фотографировать на выставках в художественных музеях (впрочем, и сейчас не везде разрешают, вот на Репине в Третьяковке - нельзя, например), поэтому я щелкал снаружи. А о том, что внутри, пытался рассказать буквами. Выходило невнятно и путано, но уж извините, как умел.
Так что вот

Культпоход к прерафаэлитам и Тициану

13 июля 2013 года

Дошел наконец до Прерафаэлитов и Тициана в музее имени Пушкина.
Гремучая смесь. Невозможное сочетание. Эти выставки надо смотреть по отдельности. Не усваивается диетическая пища пополам с острым блюдом кавказской кухни...
На Тициана схожу потом отдельно, заодно прогуляюсь по залам ГМИИ, там много итальянской живописи.
А сегодня я еще и на вновь обретенный шедевр Франса Халса посмотрел - "Евангелиста Марка", и мне неформальную лекцию о нем бабушка в униформе прочла, спасибо ей, очень интересно, это же была наша картина, ее Екатерина Вторая приобрела, потом ее украли, и вот теперь нам этого Халса показывают только временно.

Теперь о двух основных выставках.
Прерафаэлиты - мило, талантливо, иногда особенно талантливо, даже гениально, хотя бы "Прозерпина", что на рекламном плакате, работы Данте Гэбриэла Россетти, один из лучших женских портретов в истории живописи, и женщина удивительного очарования, Джейн Моррис, жена друга и любовница, впрочем, об этом всякий может прочесть, если интересуется.
Так вот, прерафаэлиты чудесны, прекрасны, но не потрясают.
У них замечательные краски, легкая рука, они все хороши - Берн-Джонс, Мэдокс Браун, Холмен Хант, Миллс (его почему-то называют Миллес) опять-таки и отдельно Россетти, менее известные Дайс и Седдон, который рано умер, были и другие, чьих работ нет на этой выставке. Но у них у всех не хватает... Чего-то эдакого. Что есть у импрессионистов, Ван Гога, Гогена.
Гениальности? Нет, это слово ничего не значит.
Абсолютной оригинальности, неповторимости им не хватает. Так, наверное. Они все повторяют друг друга, а все их великолепное творчество - стилизация и имитация. На том основано, построено, на том держится.
Не всё, конечно. И "Прозерпина" выделяется, и некоторые пейзажи, и иллюстрации к Шекспиру, понять которые невозможно, не зная автора.
Но в целом прерафаэлиты - это прелестно, прекрасно, но и в английской живописи было нечто более... настоящее, великое. Не знаю, как сказать, звучит банально, но мысль понятна.

Ну а Тициан - это что-то особенного. Он потрясает. Гений то мрачный, то светлый, самый разный. Там такое "Распятие" из церкви в Анконе, что почти не уступает величайшей Ассунте из венецианского собора Фрари.
Тициана понимают и чувствуют не все. Лимонову не понравилось, имеет право. Мне тоже не нравятся некоторые великие, только они от этого не становятся менее великими, это моя проблема. Или лимоновская, а вовсе не Тициана, он обойдется.

Ну и еще пара иллюстраций

А вот на эту выставку я не пошел. Решил не портить впечатления
Tags: лытдыбр, прекрасное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments