Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. 1986-87 год. Глава 5. Жизнь как готический роман

Четвертая глава

Жанна Болотова в фильме "И жизнь, и слезы, и любовь"

Тут нет ничего особенного, сенсационного, да и ничего интересного. Просто моя повседневная жизнь тех давних лет, которая почти ничем принципиально не отличается от сегодняшней моей жизни. Много и постоянно читал, смотрел фильмы, вот только в ту давнюю пору я часто ходил в театр, а теперь практически не хожу.
Закомство с прозой Брюсова было если не своего рода потрясением, то заметным событием. Что касается фильма, то ничего не могу сказать по этому поводу - я его напрочь забыл. Значит, он того стоил.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


5 июля 1986 года

Второсортный ловкий мастер

У нас почти не переводят лучших современных английских драматургов, но вот читаю уже вторую пьесу некоего Стивена Полякова, ловкого мастера, чующего момент, ситуацию и смыслящего в театре.
"Земляничные поляны" - набор расхожих общих место современной драматургии, приемы из Пинтера, из Бонда, из Осборна + злободневная и прогрессивная идея: об английских националистах-полуфашистах. Все на месте, все ладно пригнано, идея ясна до предела, но как убого! Ничего нового, интересного, яркого, ни психологических нюансов, ни философских обобщений. Второсортная пьеса, но на русский язык не переведены первосортные образцы. И потому выходит перекос.

О нелегкой доле одинокой актрисы

В том же номере "Современной драматургии" - а говенный же стал альманах! - пьеса М. Яблонской "Плюшевая обезьянка в детской кроватке". О нелегкой доле одинокой актрисы, очень грустно, пессимистично, чистая мелодрама, но, увы, на личном опыте.
Автор - тоже актриса, умершая в 42 года, с тяжелой судьбой. Промелькнула, сыграла Негину в Маяковке, потом почему-то пришлось ей уйти из этого театра. В общем, пьеса о себе, но неплохо написана и вполне профессиональна.

9 июля

Дьяволиада не слабее булгаковской

Великолепный роман В. Брюсова "Огненный ангел"! Право, его проза лучше его стихов.
Изумительный стиль и стилизованный язык под средневековые, точнее шестнадцативековые воспоминания-записки. Язык, красиво выражаясь, пряный и терпкий, полный образов, метафор, прихотливых выражений. Что-то вроде Абеляра (единственный автор тех времен, коего я читал, он жил даже раньше, но это неважно).
Фантастика, жутковатая дьяволиада, не слабее булгаковской, напряженный сюжет увлекает и держит до конца, даже психологические нюансы любовных отношений главного героя и Ренаты. Неясно, фантастика ли ее видения или кошмары, больной бред?
Отношение Брюсова к магии тоже неясно, двойственно, таков и смысл романа. За увлекательным сюжетом и образным строем Брюсов и ученость свою показал, но не выпячивал этого. В общем, очень хорошая книга.

Сцена из оперы Сергея Прокофьева "Огненный ангел"

13 июля

Как много мне открытий чудных

В общем, немногим хуже другой, его же, Брюсова роман, хотя незавершенный - "Юпитер поверженный", о позднем Риме и окончательной победе христианства.
Тоже стилизация, супер-искусная, могучие характеры, любовные вожделения и страсти, трагические несовместимости времени: христианство обречено на победу, хотя уходящее время римских Богов прекрасно.
В этом романе нет чертовщинки, что я так люблю, больше истории (хотя и "Огненный ангел" выписан с историческим тщанием). Так что Брюсов - большой, серьезный писатель, тонкий, искусный прозаик. Это для меня удивительное открытие.

17 июля

Мистика не удовлетворяет

Почитал фантастические повести XVIII века, псевдоромантические, так сказать, и частично готические. Под влиянием "Огненного ангела" с его духами, шабашем, Мефистофелем и прочей увлекательной чертовщиной. Захотелось еще подобной мистики-фантастики. Я вообще люблю этот жанр, с хорошей фантазией, увлекательностью и художественностью желательно.
Х. Уолпол "Замок Отранто" - первая готическая повесть, запутанный сюжет, замок, подземелья, призраки, рыцари и пр. Увлекательно и легко написано. Уолпол был дилетантом, не лишенным таланта.
Жак Казот "Влюбленный дьявол" - оригинальный сюжет, дьявол в образе женщины, мило, но скучнее, морализированнее, да и чисто французское легкомыслие есть.
Бекфорд "Ватек" - автор интереснее своей повести, не лишенной юмора, но перегруженной деталями восточного быта. Никакого байронизма и фаустизма, вздор это!
В целом занятно, но не удовлетворяет.

27 июля

Набор эскизов от Н. Губенко

Фильм Н. Губенко "И жизнь, и слезы, и любовь" - набор этюдов, эскизов на тему дома престарелых и старости вообще. Всё сказанное об операторской режиссуре П. Тодоровского относится к актерской режиссуре Губенко, хотя здесь больше вкуса, но нет цельности, единства, стержня.
Не то что бы все кадры необязательны, но они слабо обоснованы, взаимосвязаны, одна линия пересекается с другой, мешает, не контактирует, не ложатся линии в общий рисунок.
Сюжет есть. Новый главврач, очаровательная Жанна Болотова - приходит в застоявшийся дом стариков, выслушивает их, вдыхает жизнь в них и пр.
В начале заявлено, что всё это как бы воспоминания одного старика, которого Волошина (героиня Болотовой) возвращает к жизни.


Амбивалентная элегия о старости

Но фильм гораздо шире дневниковых записей этого старика. Есть оттенки и сатиры, и элегии, не укладывающиеся в единый жанр. Сатирический образ заведующего, бюрократа, который называет своих стариков "контингентом" - не более, чем одна из красок, как и повариха - Н. Гундарева, хамка-медсестра и пр. Реалистичной картины дома престарелых не выходит, ее создавать и не пытались, Губенко стремился к некой элегии о старости, но получилось нечто неясное, смутное, амбивалентное.
И финал - светлый, благостный, все примирились, все довольны - не очень ясен, не радует, не облегчает.
Вот такое сложное впечатление от фильма, где прилично играют приличные актеры, множество искусных и тонких кадров, но не хватает настоящей режиссерской руки. Хотя просто видно, где, что и с чем объединить, что приглушить и что надо усилить, дабы фильм получился окончательно.
Фильмы Тодоровского безнадежны, там лоскутность режиссуры изначальна, ее не исправишь. Губенко рангом выше и интереснее, как режиссер.

Кадры из фильма "И жизнь, и слезы, и любовь"


Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: фильмы-1, чтение-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment