Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. 1986-87 год. Глава 2. Марионетки и виньетки

Первая глава

"Осень нашей весны" Резо Габриадзе. Птичка Боря.

Записи мои становятся всё менее аполитичными, если можно так выразиться. Неудивительно: ветры перемен дули все сильнее, назревала революционная ситуация, "процесс пошел", и всё это невозможно было не заметить.
Так что чисто художественные впечатления неизбежно будут перемежаться краткими реакциями на изменения общественно-политической ситуации. Но это, в основном, в следующих главах. Пока больше об искусстве. Хотя уже и не только.
Спектакль "Фабричная девчонка" в филиале театра имени Моссовета я явно недооценил. До сих пор его помню! Значит, все-таки это была хорошая постановка.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


29 мая 1986 года

Требуется подготовленный зритель

Грузинский театр марионеток под руководством Резо Габриадзе - интеллигентный и интеллигентский, эстетский, с отличным чувством стиля, цвета и ритма, с безошибочным художественным вкусом.
В спектаклях много ассоциаций, аллюзий, перекличек с самыми различными пластами мировой культуры: литературы, кино, живописи и пр. Множество сугубо грузинских намеков, интонаций, ассоциаций. Но не столь сильно, чтобы стать замкнутым в себе национальным раритетом.
Хотя требуется образованный, культурный, подготовленный зритель.
Всё театрально, действенно и лаконично, но сюжеты пьес пересказу не поддаются, ибо суть притчи, параболы, иносказания.
Есть элемент автоиронии, редчайший для грузинов, очень уверенной в себе нации, в целом не воспринимающей и не принимающей какой бы то ни было иронии.

Полуэлитарный театр притчи

"Бриллиант маршала де Фантье" - комедия с бурным, буффонным, абсурдно-фантастическим сюжетом и с лирическими мотивами, подсвеченными тонким, изысканным юмором, не теряющим трогательности.
"Осень нашей весны" - сложно выстроенная притча, грустная, почти трагическая, но и в ней много юмора, тоже тонкого и непередаваемого.
Хотя основной мотив минорен: человек губит своих меньших братьев. Удивительно трогателен главный герой, птичка по имени Боря, сказочно-фантастический персонаж, идейный центр притчи.
В общем, театр изысканно тонкий, полуэлитарный, но не лабораторно эзотерический, хотя и не для массового зрителя. Самое близкородственное явление - мультфильм Норштейна "Сказка сказок". Так же неуловим сюжет, трудновыразима идея, но сильно эмоциональное действие.


Партизаны и озверевшие комбедовцы

Прочел еще одну партизанскую повесть Василя Быкова "Карьер". Сильно, правдиво, как всегда. Но создалось у меня впечатление, будто Быков пишет одну большую книгу о партизанстве Белоруссии, а его повести (не все) - как бы главы будущей книги.
Оттого есть неизначальность и недоконченность в каждой отдельной повести. В данной повести, кроме моральной проблематики, заметил я вот что: пересмотр взгляда на советскую историю 20-х-30-х годов, все делалось неправильно, всё не так. Губилось самое ценное, людей ожесточали, озверяли, лишали человечности.
Всё это не ошибки, не перегибы, а общее неверное направление.
Эта мысль читается из рассказа попадьи в "Карьере". ее муж принял революцию, пытался объяснить озверевшим комбедовцам, что Бог внутри нас, Бог это нравственность, а получал в ответ тупые поношения разнузданного быдла, растормошенного революцией.

Экзаменационные ветры перестройки

Василь Быков не первый, все эти мотивы есть у Василия Белова, Можаева, Федора Абрамова, но потихоньку и правительство приходит к пересмотру истории. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.
Из учебников истории и экзаменационных билетов убрали расправу Сталина над Троцким, Зиновьевым и пр. Пока убрали, никак не изменив. Ну что ж, увидим, что будет дальше.

1 июня

Спектакль советских контрастов

"Фабричная девчонка" Володина - старая пьеса, вновь возрожденная на Малой сцене театра Моссовета.
Режиссер Б. Щедрин, конечно, не стал возрождать ее всерьёз, на весь сюжет легла тень иронии и остраненности.
Всё действие введено в эпоху, иронически подчеркнутую, увиденную как бы издалека, со стороны. Главный прием - контраст между мнимым и действительным, реальной советской действительностью, изображенной в пьесе, и ее официальной интерпретацией, кинохроникой, последними известиями тех лет и т.д.
Прием не новый, достаточно эффектный, однако всё это мелковато, на бытовом уровне.
Актеры, в основном, играют прекрасно, особенно Л. Дребнева и С. Проханов, но некоторые актрисы никогда не излечатся от мелодраматической интонации и аффектированности, В. Карева, в первую очередь.

Сцена из спектакля

Актриса Людмила Дребнева. В роли Женьки Шульженко, "фабричной девчонки" из ранней пьесы Володина, я ее крепко запомнил. Была она очень симпатична и даже прелестна


Мои дневники
Необязательные мемуары
Tags: литературное, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments