Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Дневник. 1983-86 год. Глава 44. Мой антисоветский наезд на перестройку

Сорок третья глава

Ролан Быков (и Донатас Банионис) в фильме "Мертвый сезон"

"Сейчас идет борьба за приукрашивание фасада, за устранение отдельных недостатков. Но, естественно, об устранении системы речи нет, ибо как было всё основано на лжи, так и будет.
Как были бесчисленные райкомы, горкомы и обкомы, которые никому не нужны и мешают нормальной работе людей, так и будут. И хоть заменят всех секретарей и хоть кто-то из них окажется лично честным, сама суть их предназначения - надзирать, указывать, контролировать тех, кто что-то делает - остается неизменной".
Вот что я думал о перестройке в 1986 году - это я поясняю для тупых, которые возьмутся со мной спорить сегодня.
В общем, я был прав в те далекие годы. У Горбачева не было планов развалить Союз или - не дай Бог! - строить капитализм. Он только хотел "улучшить" тот строй, который называли социализмом. Однако выяснилось, что строй этот улучшить невозможно, можно только разрушить. Вместе со страной. И что-то пошло не так - но уже позже, спустя года полтора-два.
А пока перестройка разгоралась постепенно, становилось интересно читать газеты, и уже не так интересно - художественную литературу, публицистика начинала преобладать.
Ну и завершилась грустноватая мини-эпопея с хорошим, сильным рассказом Нагибина и жалким, беспомощным фильмом, снятым по нему.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


30 марта 1986 года

Долой райкомы, горкомы и обкомы!

Вслед за Распутиным закричал и Астафьев. Повесть "Печальный детектив" тоже не умещается в рамки обычного жизнеповествования.
Здесь меньше открыто риторических монологов, хотя и они есть, но больше фактов - жутких, страшных, невероятных, но, увы, несомненных.
Нет сил терпеть! Жестокость и равнодушие огромного количества людей, тупость начальства, не забывающего, однако, о собственном благе. Жаль только, что это голоса вопиющих в пустыне.
Сейчас идет борьба за приукрашивание фасада, за устранение отдельных недостатков. Но, естественно, об устранении системы речи нет, ибо как было всё основано на лжи, так и будет.
Как были бесчисленные райкомы, горкомы и обкомы, которые никому не нужны и мешают нормальной работе людей, так и будут. И хоть заменят всех секретарей и хоть кто-то из них окажется лично честным, сама суть их предназначения - надзирать, указывать, контролировать тех, кто что-то делает - остается неизменной.
А следовательно и люди, там работающие, или применятся к подлости, или, если они честные, не смогут продолжать там работать.
На эти темы есть и "Картина" Д. Гранина, и спектакль "Говори".

Вера в доброго генсека

Хорошая была статья "Очищение", но крамольная фраза о среднем слое между "народом" и "руководством страны" - полная чушь, та же извечная вера в доброго царя, которого заслоняют нехорошие министры или секретари райкомов.
Но хорошо все-таки, что Айтматов, Распутин и Астафьев не могут молчать, хоть одного-двух они пробудят. Нравственное усовершенствование (эти слова есть буквально у Астафьева) - вот единственно возможный путь.

31 марта

Жестокая правда без протезов

Прочел рассказ Ю. Нагибина "Терпение". Поздновато, но прочел - после фильма Таланкина. И как я предполагал, так и оказалось. Рассказ настоящий, сильный, режиссер ослабил и исказил, испортил всё, что мог.
Всё совсем иное, сильнее и реалистичнее, прямо говоря.
Дети - такие, какие и бывают, никаких стремлений в Арктику, пьют, блудят, очень довольны. Скворцов оказывается ничтожеством, но это еще было в Стржельчике. Пашка-инвалид - ожесточенный и страшный, без всяких протезов. Это трудно снять, но потеря оказалась невосполнимой. Сусальность и эмоциональная бледность их (с Анной) встречи смешна рядом с нагибинским текстом.
И, наконец, финал - прямо противоположный. Анна погибает в ледяной воде, стремясь к Павлу, и такой конец, с оттенком безумия, но не самоубийства, более логичен и вытекает из характера героини, литературно выражаясь, и того характера, что играет Демидова.
Одним словом, этот рассказ Нагибина - едва ли не лучшее, что он написал. И не брался бы Таланкин за него!

Скандальное бабское чтиво

Н. Кожевникова - автор бабски изящных, мило написанных и претенциозных и слегка скандальных повестей. Одну, недавнюю, "В легком жанре", в силу ее скандальности, я прочел.
Что до изображения композитора Журбина в гротескно-сатирическом свете, я не знаю. А Пугачева выведена несправедливо. Единственно талантливая наша певица, при всех ее возможных недостатках, не заслужила столь злобной карикатуры.
А более раннюю повесть я и не смог дочитать. "Елена прекрасная" - такое пошлое, безвкусное, бабское чтиво! (Да здравствует сексизм!)

1 апреля

Опять о несчастном фильме

Еще о "Терпении" и фильме. Анна в рассказе потому не вернулась к семье, что к тем героям, что написаны Нагибиным, вернуться нельзя. Они ничтожны, жалки, не грубо отрицательны, но очень мелкие и плохие люди, и муж, и дети. И Таланкин ради своего благополучного финала перекроил все образы, вот откуда беды и недостатки фильма.

Лихой закрут Гранина

Очень хороший рассказ Гранина прочел - "Ты взвешен на весах", из жизни художников. Не крупное произведение, скорее эскиз, но в нем есть и богатство оттенков, и лихой закрут, в общем, изящная и очень человечная новелла.

14 апреля

Прелестные барышни - не голубые нимфы

Прочел я 2 романа Джейн Остин - Sense & Sensibility и Pride & Prejudice. Она хорошо пишет, стиль ее превосходен, великолепный мягкий английский юмор и т.п.
Но все-таки это очень женские вещи, рукоделие такое, психологическая тонкая вязь, говоря банальнейшими словами, но сразу два романа меня подутомили.
Впрочем, я еще не знаю такого писателя, чьи произведения можно читать подряд в большом количестве без известного уныния и даже скуки. Всё хорошо в меру. Джейн Остин - из достаточно однообразных и однотемных авторов, но очень высокого литературного уровня.
О ком и о чем пишет Джейн Остин? О прелестных утонченных барышнях, как правило, небогатых и влюбленных в гораздо более богатых, но тоже прекрасных, тонких молодых людей.
Перипетии чувств, психологические тонкости девических характеров, любви несчастной, горьких разочарований, но в конце всегда брак. Однако героини Остин не эфирно-голубые нимфы, они вполне живые, со слабостями, но очень привлекательные в целом. В общем, не худший образчик женских кружев в литературе.

19 апреля

Трагический Ролан Быков

По счастливой случайности пришлось посмотреть почти подряд Ролана Быкова в его двух лучших ролях - в "Мертвом сезоне" и "Проверке на дорогах".
И оказалось, что только эти две настоящие серьезные роли (про фильм "Комиссар" я тогда еще не знал) Быков и сыграл до сих пор. А в основном, эксцентрические, клоунские, тупые и иногда подлинно смешные, но поразительно однообразные работы, где Быков кривляется, ищет тончики, приемчики, плюсует и пр.
А ведь он не только комик, хотя определенная доля комедии в его творчестве должна быть. Но не только! Сколько трагикомических, да и трагических работ могло бы быть.

В "Мертвом сезоне" Быков играет абсолютно без приспособлений, голая психология, всё абсолютно серьезно. Но это было давно.
"Проверка на дорогах" - это его фильм. Его Локотков до смеха неказист, туповат, рассказывает нелепейшие анекдоты про Гитлера, ершист, ни в одном моменте не выказывает себя "благородно", "гуманно".

Без уголовных истерик

С перебежчиком Лазаревым говорит резко, сурово. Но почему-то совершенно точно ясно, что он добрейший человек, а научно объясняясь, гуманист на деле, не на словах.
Он не сразу верит Лазареву, но в какой-то момент понимает, что не верить нельзя, хотя не прощает до конца. Дает шанс реабилитироваться, но не прощает. Хотя и без истерики майора - А. Солоницына, схожей с истерикой уголовников.

Писать еще что-то об этом хорошем фильме не хочу - написано всё. Хотя не могу понять, по каким причинам (кроме принципа левой ноги или, иначе говоря, личных счетов) этот фильм не выпускали. У Василя Быкова есть повести пострашнее, да и фильмы по ним.
Хотелось упомянуть добрым словом Ролана Быкова. Впрочем. и В. Заманский заслуживает разговора, но как-то не увлек он меня. Есть некоторое сходство с А. Болтневым, внешнее.

Кадры из фильма "Проверка на дорогах"


Мои дневники
Tags: литературное, политический балаган, фильмы-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments