Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. 1983-86 год. Глава 41. Типичный перестроечный спектакль

Сороковая глава

Сцены из фильма-спектакля "Статья" Театра Советской армии

Хоп! И уже задули пресловутые "ветры перемен". Это тоже, можно сказать, из сферы "повседневной жизни", только уже театра перестроечной поры, краткой и насыщенной, пришедшейся на 1986-89 годы. Стали появляться вот такие спектакли, которых еще годом раньше быть не могло в принципе.
Типичная, характерная, злободневная и, как я справедливо уже тогда заметил, однодневная постановка. Это было смело, остро, поначалу интересно в связи с новизной, но почти всегда маловысокохудожественно.
Зато теперь эти записи могут представлять историческую ценность, в них, так сказать, "остановлено мгновенье".
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


8 февраля 1986 года

Вепрев пробивает стену

В финале спектакля "Статья" в ЦАТСА главный герой Вепрев буквально разбивает на наших глазах кирпичную стенку, точнее, пробивает ее головой.
Это метафора его деятельности на протяжении пьесы и спектакля. Вепрев - борец за правду, инспектор строительных объектов, хочет, чтобы строили хорошо, без недоделок, и не принимает недоделанных объектов, не подписывает актов.
Против него всё областное начальство, мэр и главный архитектор. Секретарь обкома по строительству занимает неопределенную позицию.
Вепрев вступает в схватку с начальством и, как всякий честный человек, получает одни неприятности. Его под предлогом прогула увольняют и лишь после вмешательства КПК возвращают.
Строить лучше никто не собирается, и никогда не будет. Вепрев вместо борьбы за качество строительства ведет борьбу за существование, и вроде бы выигрывает. Но он исключительная личность, железный, упрямый мужик, прямой и грубый, ироничный и едкий, нервы его тоже очень крепки, и голова крепка, стенки он прошибает, это верно. Г. Юшко так и играет - энергично, уверенно, не позволяя себе излишнего пафоса.

Еремин заигрывает с залом

Пафоса, парадности, торжественности, напыщенности лишен и весь спектакль Еремина, ироничный, полупародийный, гипер-условно-театральный, полный выдумок, эффектов, приемов, разбушевавшейся фантазии, часто выходя за границы логики и вкуса.
Пьеса была суха и скучна, как средняя газетная статья, но носила ярко романтичное название "Сто честных глаз Вепрева". Спектакль лаконично назван "Статья" (Вепрев пишет в центральную газету статью о бардаке в его городе и области, за что его и выгоняют, за статью, а формально по статье). Но ни сухим, ни скучным его не назовешь.
Еремин вовлекает в действие сцену во всю глубину, зрительские ложи использованы как декорация. Много музыки, танцев, пробежек, шума, гама, суеты.
Еремин активно использует, просто увлекается приемом пластического выражения, подчеркивания слов и мыслей. Вепрев и его враг Рыкунов чуть ли не фехтуют и дерутся, метафора (туповатая и примитивная). Трижды Вепрев пролетает над сценой в кресле, всё перемежается танцевальными интермедиями. Всё это сдобрено дурной условностью, зрителям напоминают, что они в театре, с залом заигрывают, общаются, поясняют и разъясняют.

Штучки-дрючки и приемчики

У каждого исполнителя есть штучки, трючки, приемчики, но актеры работают четко, хотя о психологизме, об образе можно говорить лишь применительно к Юшко - Вепреву и Ованесову в горько-драматическом эпизоде, в котором актер на узенькой полоске авансцены, перед занавесом, за пять минут дает и биографию, и образ, и действенное драматическое переживание (Ованесов, оказывается, прекрасный актер, и кой черт понес его в режиссуру?).
Остальные - Г. Крынкин, Н. Николаева, Ан. Петров, А. Михайлушкин, даже Александр Петров - именно работают, дают точный знак, не вдаваясь в глубину, которой нет. У этих людей есть какое-то подобие ролей, у остальных их нет, и что еще о них сказать? Н. Корноухов - маляр - обозначает пролетарский фон, но и он вовлечен в действие, как знак, со своей своеобразной внешностью.

Актер Николай Корноухов

Противоречивое впечатление от Н. Пастухова - Савостина, секретаря по строительству.
Актер здесь ни при чем. Он три четверти спектакля сидит в правой ложе, под портретом Брежнева, и периодически встает и машет рукой, как покойный Люлёк.
По микрофону он изъясняется с секретаршей, в основном, просит чаю. Вепрев рвется к нему, но Савостин отстраненно следит за его борьбой, не принимая участия, не помогая. И вдруг в конце он выходит на сцену и произносит речь наподобие горбачевских.
Эта речь не имеет связи с тем образом Савостина, который мы видели на протяжении спектакля.
Это звучит не то режиссерская, не то авторская речь. В общем, все кончается назидательно и публицистически примитивно.
И тогда Вепрев прошибает головой стенку. То ли это метафора происходящих сегодня в стране событий? То ли мельче и проще? Савостин - морализатор, одновременно с речами, проделывает странную буффонаду - по ходу последнего монолога выпивает залпом подряд стаканов восемь чая (как я тогда не понял? Ясный образ: секретарь обкома сиречь Горбачев произносит речи как воду льет, или вливает чай в себя, без разницы)

Полу-Фитиль, полу-капустник

Очень много странного, не имеющего логики и смысла, "для критиков" что ли, как делал когда-то Мейерхольд. Заигрывания с классикой, неожиданные намеки на "Ревизора" (хотя сюжет пьесы совсем другой). Много шуток, редко остроумных, прямых намеков на Брежнева, ироническое повторение его фразы "Экономика должна быть экономной".
Но в целом всё мелко и неинтересно. Статью не превратить в хороший спектакль.
Режиссер пытался раскрасить, разнообразить пьесу, в результате глубоко запрятал элементарный ее смысл. Кроме того, Еремин - конъюнктурщик, тему выбрал полезную и острую, но о художественном осмыслении и выражении столь важной темы говорить рано. Полу-"Фитиль", полу-капустник, якобы "смелый", злободневный и однодневный. Ничего более.

Кадры из фильма-спектакля. В главной роли вместо Юшко уже Валерий Баринов




Мои дневники
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments