Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник. 1983-86 год. Глава 32. Секс, гомофобия и Феллини

Тридцать первая глава

Кадр из фильма Федерико Феллини "А корабль плывет"

В заголовке - три разных темы записей, они вовсе не в одном флаконе.
От дел театральных перейдем к кино и литературе. Все английские книги читал я в ту пору в Библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ), в читальном зале, где проводил день за днем.
Читал не только настоящую литературу, но всякую фигню, что тоже было не бесполезно. И стоял я уже тогда на твердых нормальных позициях относительно всяких половых извращений.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


11 июля 1985 года

На закат европейской культуры

Новый фильм Феллини "А корабль плывет" более простой и почти договоренный, чем его шедевры, не считая пронизанного светом высокой простоты "Амаркорда" с его почти эпически отображенной сменой времен года и поэзией детства, освещающей мягким, тихим, ласковым светом даже эротические эпизоды, и даже муссолиниевский фашизм какой-то непутевый, нелепый и несколько игрушечный - так мне показалось.

В "Корабле" речь идет о закате европейской культуры перед Первой мировой войной и вообще о нелепости сытого искусства перед лицом реальных бедствий.
В качестве представителей искусства выступают мастера наиболее неестественного и особенно итальянского жанра - оперные певцы. Жизнь, с которой они сталкиваются, это сербские беженцы и австрийский военный корабль.


Ближе к финалу фильма Феллини неожиданно делает условно театральное обнажение приема: камера соскальзывает с корабля, и мы видим кинопавильон, напичканный киноаппаратурой. Этим Феллини, по-моему, хотел сказать, что речь идет не о судьбе корабля с оперными певцами, хоронящими прах оперной певицы, а о большем. Что весь сюжет фильма - условность, символ, не более.
Хотя в рамках сюжета режиссер, как всегда, очень изобретателен, мир действующих лиц многоликий, живой, пульсирующий, много мягкого юмора, психологических нюансов и на максимуме артистизма играют все до одного актеры (впрочем, как и во всех его фильмах).
Но всё же это не высший шедевр, хотя есть один образ, рационально не объяснимый - носорог на судне. Но это всегда у Феллини, что-то от избытка фантазии, а критики потом изощряются в объяснениях. Я изощряться не буду.

18 июля

Жалкие омерзительные интеллигенты

Две поздние пьесы Пинтера меня сильно разочаровали, все-таки "Сторож" самой сильной осталась. Выбор покойного Л. Шестакова для перевода был абсолютно точен.
Old Times. Один мужчина и две женщины, одна его жена, другая - ее давняя подруга, но с которой та давно не видалась. Вспоминают минувшие дни, ведут затейливый, замысловатый, искусно сконструированный, но придурковатый диалог о старых временах, когда они были моложе. В чем смысл, я не понял. О быстротечности, о невозвратности прошлого? Something rather vague.


No Man`s Land - два старых поэта или литератора (в общем, вроде бы интеллигента), один - преуспевающий владелец дома, другой - неудачник-оборванец. Но оба - алкоголики, в течение всей пьесы пьют, напиваются, опохмеляются и т.д.
Неудачник Спунер порой вспоминает о блестящей молодости, успешный его коллега напивается вусмерть, валяется на полу, то узнает старого знакомого, то не узнает, его помощники комментируют, не вмешиваясь. То и дело всплывает образ "ничейной земли, где всё застыло навсегда в покое, ничего не происходит", что-то в этом роде. Жизнь прожита, а впереди только смерть. Но самое ужасное, что оба главных героя - поэты, люди искусства, но они жалки и омерзительны.

Мерзкое кокетство педерастии

Пьеса Осборна 1965 года Patriot for Me, не знаю, как перевести - о педерастах, как это ни странно.
Блестящий австровенгерский офицер, полковник Редль, выбившийся из низов, терпит крах и стреляется, так как он педик.
Его шантажировала русская разведка и завербовала, а потом его раскрыли. Ну что ж, пусть так, педерастия до добра не доводит, но в пьесе несколько постельных сцен Редля с мужчинами и блистательный эпизод закрытого бала-маскарада педерастов всех мастей, с их самооправданием, философией, мерзким кокетством, бабьими капризами и пр. Один из них предлагает создать педерастическое государство.
Всё это занятно, но зачем Осборн это писал, для чего? Не понимаю.

Спальня без адюльтеров

Bedroom Farce (Фарс в спальне) Эйкберна - не фарс вовсе, но незатейливая, пустоватая, местами смешная пьеса о семейной жизни, семейных проблемах, без адюльтеров, без секса, и кончается совершенно благополучно. Пустячок, не то что Norman Conquests.

Один мотив Эйкберна интересен - борьба человека с вещами, фарсового происхождения, вот и в Bedroom Farce один из героев собирает какую-то кухонную установку, та вся перекошена и в конце концов разваливается, в Norman Conquests был Рекс с его сложными играми. Но это так, штрих.

21 июля

Носки, прыщи и экзистенциализм

Этол Фугард - южноафриканец-драматург, разумеется, белый. Не самостоятельный, что-то от Беккета, что-то от Пинтера, кое-что от экзистенциалистов, хотя с иронией, есть ирония и над фрейдизмом.
Это в пьесе "Здесь живут люди" о мрачном и бессмысленном существовании четверых одиноких людей, гнусноватой 50-летней женщины, на которую всем наплевать, а она смертельно обижена, но храбрится; некоего Дока, прыщавого и нечистоплотного (это подчеркнуто много раз) доморощенного фрейдиста; Шорти, недоразвитого, слабоумного, но единственного доброго (совсем как у Пинтера: доброта - аномалия), его жены, полушлюшки, неясно нарисованной.
Старуха устраивает вечеринку, но все начинают говорить друг другу гадости о вонючих носках, о том, как от них пахнет и прочее. Потом все мирятся, а назавтра всё будет снова, и вот так живут люди.
Всё ясно, но уж очень много разговоров о носках, прыщах, запахах, так и тянет блевать.

Мрачная ирония Ленца

Рассказы Зигфрида Ленца - лучшее из всего, что он написал. Они жестковаты, мрачны, ироничны.
Особенно непередаваемо ироничен рассказ "Самая счастливая семья месяца". Двух стариков избрали этой самой семьей, возят их на торжественные события: День Восточной Африки и спуск на воду какого-то баркаса. Их посещения этих празднеств убийственно смешны, а в результате старик падает с баркаса, теряет речь и парализован.
Очень хорошо Ленц строит сюжет, а идею вуалирует, ненавязчиво так покажет краешек и спрячет, ничего в лоб, всё как бы зарисовки со стороны. Романы ему хуже удаются.

3 августа

Второсортный извращенец

Читал второсортных английских драматургов. Некоего Джо Ортона, скандально известного, но не талантливого. Он оказался педерастом, о чем подобно рассказывает автор предисловия некий Дж. Ларр (Lahr), причем пьесы его, в отличие от О. Уайлда (с коим Ортона современная английская пресса частенько сравнивает), вовсю посвящены педерастии и прочим всяким сексуальным извращениям.
Они смешны, порой остроумны (но на пошловатом, фарсовом уровне) и аморальны идейно.
Последовательно, цинично создана картина мира, где узаконена сексуальная распущенность, как якобы естественное качество современного человека.
Кроме того, Ортон изо всех сил подчеркивает, ситуациями, характерами, "афоризмами", что гомосексуализм - дело нормальное. Попутно с сексом в его пьесах спокойно совершаются убийства, насилие и пр., без какого-либо нравственного подтекста.

Вот вам Джо Ортон

Я прочел две его пьесы - Entertaining Mrs Sloane и What Butler Saw. Рассказывать о них подробно не желаю, грязно и, повторяю, не очень талантливо, хотя драматургические способности у Ортона были, диалог он строит профессионально, и фарсовые интриги, переодевания, недоразумения он тоже сочиняет изобретательно. Что-то английские серьезные критики (Джон Элсом хотя бы) в нем видят. Протест, что ли?
Но этот протест хуже самого дубового консерватизма. Во Франции есть аналог Жан Женэ, но он, судя по всему, более талантлив художественно. А в целом как надоели эти педики, гораздо лучше и правильнее с ними поступали во времена Оскара Уайлда (я уже тогда был стопроцентным гомофобом, и это правильно)

Кадры из фильма Феллини E la nave va




Мои дневники
Tags: литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments