Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Пост сквозь годы. Некролог, он же реквием

Предыдущие посты сквозь годы
Тут всё серьёзно, без дураков.
Упоминаемый в тексте последний фильм я позже посмотрел. Хорошо, что позже, ибо он совершенно не соответствовал ни шедеврам, созданным ранее этим Мастером, ни моим словам в его память. С другой стороны, и на гениальную "старуху" бывает проруха, связанная в том числе и с возрастом... Увы.
Вот

Скончался сумрачный гений

21 февраля 2013 года


Алексей Герман. Приходится прибавлять "старший", так как есть теперь еще младший, ну да Бог с ним, ему сейчас только принимать соболезнования.
Потому что затертое выражение "культура понесла тяжелую утрату" на сей раз полностью соответствует действительности. Да оно еще слишком слабо...

Алексей Герман-настоящий снял мало фильмов. Всего пять, причем до сих не могу понять, увидим ли мы последний, в каком он состоянии. Почему такая "низкая производительность труда"? В советское время ему не особо давали работать, а когда внешние помехи отпали, то Алексей Юрьевич начал сам себе создавать сложности художественного порядка, которые сам же и преодолевал, да не все преодолел. Как всякий гений, он был не прост, и с ним было не просто, и творить свои шедевры ему тоже не было просто, скорее всего.
Что ж, спасибо ему за то, что он успел, сумел, захотел создать.
Естественно, я видел все его четыре фильма. Три из них хорошие, замечательные, можно много еще эпитетов употребить, а вот четвертый - "Хрусталев, машину" - требует каких-то особых, отдельных слов.
Да мне проще повторить то, что я написал летом 2009 года, по свежим следам, сразу после просмотра этого необыкновенного кинематографического произведения

Смотреть трудно, иногда невыносимо тяжко, лица стёрты, краски тусклы, звук почти весь как под сурдинку, но это стоит труда.
Фильм гениальный, уникальный, даже экспериментатор и первопроходец смог сделать такое кино только один раз, довел свое стилистическое новаторство до крайности (теперь его сынок, Алексей Герман-мл., доводит папину манеру до абсурда и идиотизма, ну да природа часто отдыхает на детях).

Я не знаю, как Герману удалось этого добиться, какие приемы он использовал, чтобы создать эту гениальную невнятицу.
Но эффекта он добился невероятного - ужас сталинской эпохи ощущается весомо, зримо, почти осязательно, минуты примерно с 40-й - когда я полностью врубился в эстетику фильма - появляется ощущения жуткого страха, никакие триллеры или натуралистические картинки с отрезанными головами такого ощущения не дают (я их терпеть не могу, отворачиваюсь всегда).
А ведь на экране вроде бы ничего не происходит, просто идет жизнь, обыденная жизнь 1953 года, которую воспроизвел режиссер, фактически воссоздав воздух той эпохи.

Все сериальчики по Шаламову или Солженицыну, которыми щедро угощали зрителей первый и второй каналы, кажутся после этой мрачной миникиноэпопеи веселыми картинками

Прощайте, Алексей Юрьевич! Светлая память! Царствие вам небесное. Ну а нам доживать с тем, что осталось
Tags: некролог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments