Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Посты сквозь годы. Как я подсел на сериал

Предыдущий пост сквозь годы
Нет, не на всякую мексиканскую хрень о просто_мариях , которые тоже плачут, и не на скучные "игры престолов". На старый советский телесериал, о котором нынче никто не не то что не помнит, но даже и не знал никогда. Его показывали по каналу "Ностальгия", но там я посмотрел урывками, и затем стал смотреть все серии подряд в интернете.
Ну и вот такие у меня сложились в результате впечатления.

День за днем

30 ноября 2012 года

Это должно было случиться. Подсел на старинный советский сериал "День за днем". 1971 год, я тогда мал был, его не смотрел.
Началось всё с того, что я начал выставлять песни из этого многосерийного фильма...

Смотрел, смотрел - и вдруг захотелось вернуться в те самые, брежневские времена. Комфортно тогда было подавляющему большинству советского народа. Да, конечно, Солженицына читать не давали и Набокова тож, а также Оруэлла и... да мало ли кого. Это очень мало кого волновало, прямо скажем.
Вдобавок, нам всем приходилось много врать. Да ничего, привыкли. И врем не меньше...

К фильму-сериалу это отношения не имеет. Посмотрел я две первые серии. Диалоги Михаила Анчарова - это настоящая литература, один недостаток - переизбыток моралитэ на пустом месте, но без этого нельзя было обойтись. Это - внешнее, напускное, а под этим и за этим - истинное и глубокое, человеческие характеры, страсти, конфликты, абсолютно нормальные взаимоотношения.

Ну и, конечно, актерские работы. Гениальная Нина Афанасьевна Сазонова, Царствие ей Небесное, как и Великий Алексей Грибов. Да и покойный Вячеслав Невинный не хуже, и Юрий Горобец, которому 80 лет исполнилось еще в марте, очень хороший актер. Или Алексей Борзунов, никто не знает, кто это, а я его помню в роли Чичикова, которую видел почти 40 лет назад.
Ну и красивые женщины Н. Попова, Т. Назарова и Н. Семенова. Понятия не имею, что за актрисы, но они прекрасны





День за днем. Полет нормальный

1 декабря 2012 года


Посмотрел 5-ю, 6-ю и 7-ю серии. Пока не надоело. Пятая серия - слабее других, история с узнаванием Дзидры Ротенбергс фальшивая, ненатуральная и банальная, во вкусе бразило-мексиканского сериального говна. Хотя народу наверняка нравилось.
А вот развитием характеров удовлетворен. Пока больше ничего писать не буду

День за днем. Итоговое

7 декабря 2012 года


Я посмотрел. Все 17 серий... Впечатления противоречивые. Выдержал я это испытание легко, заставлять себя не пришлось, было интересно следить в том числе и за сюжетом. Все-таки Михаил Анчаров был не только писателем и поэтом, но и профессиональным драматургом, хотя в этой сфере литературы скорее ремесленником.
Нельзя сказать, что первая часть лучше второй, хотя, конечно, серии, посвященные жизни героев сериала в коммуналке, в старом доме, более цельные, хотя они ведь и в новом доме насаждают такую же коммуналку, да и весь сериал отличается художественной чересполосицей: блестящие или трогательные сцены чередуются со скучнейшими эпизодами "производственного" характера. С этим у Анчарова было плоховато, в реальном производстве он ничего не понимал, в отличие от Гельмана-старшего или Игнатия Дворецкого...
В общем, вся "производственная" часть сериала - полное говно.

Самое интересное в нем - история человеческих характеров и взаимоотношений. Однако и в этой части не всё равнозначно. Есть четыре полноценных персонажа - тетя Паша (Нина Сазонова), дядя Юра (Великий Алексей Грибов), и чета Якушевых - Юрий Горобец + некая Нина Попова (фото вверху слева), которая, как я недавно выяснил, была женой Анчарова. В то время, как жена режиссера Всеволода Шиловского Нина Семенова (фото вверху справа) так и осталась на обочине, ее героиня по имени Лёля почему-то исчезает в середине сериала, да и до того эта роль выглядит недописанной.
Вообще слишком много недовыписанных, недопрописанных образов персонажей, пунктирно-схематичных диалогов, что, впрочем, неизбежно при такой 17-серийной махине, беспрецедентной для советского телевидения.
Провальными и слабыми остаются целые блоки - история героя Игоря Охлупина, невероятная история Дзидры и Якушева, совсем уж бразило-мексиканского типа...

Есть еще Виктор Баныкин, он же Витёк, он же Большой, которого играет Вячеслав Невинный. Явный типичный советский положительный герой, которого этот удивительный, потрясающий актер сумел очеловечить. Но он остается интересным лишь до тех пор, пока не женится и пока его трудновоспитуемый подопечный Толич не превращается в еще одного скучного положительного героя (Алексей Борзунов, между прочим, прекрасный актер, увы, не реализовавший себя).
Жену Невинного играет теща моего старого приятеля Сережи Земцова Елена Борисовна Ситко. Я воздержусь в данном случае от оценок и характеристик. Зяма - так мы звали Сергея - иначе меня не простит.

Что любопытно в этом старинном сериале: там почти все герои - положительные, отрицательных мало, и они, в основном, исправляются, но это не мешает с интересом следить за перипетиями их взаимоотношений. Потому что и между хорошими людьми неизбежно возникают сложности, проблемы и конфликты.
Кроме того, многочисленные недостатки, слабости и изъяны фильма не мешают его смотреть. Дело в том, что за сорок лет - "День за днем" вышел на голубые экраны в 1972 году - очень сильно изменились представления о допустимом уровне халтуры.
Анчаров, конечно, выдавал ширпотреб, артефакт массовой культуры, который пипл схавает, не поморщившись, зарабатывал деньги (осуждая "мещанство и потребительство" устами своих героев) и практически не вкладывал душу.
Но получилось произведение, которое ЛУЧШЕ почти всех будущих и следующих сериалов, что бразильско-мексиканского жидкого говна, обсуждать которое невозможно, что всяких "Папиных внучек", "Счастливы вместо", "Не рожай красиво" и так далее, и тому подобное...
На фоне этой телевизионной смегмы сериал "День за днем" - Достоевский и Феллини в одном флаконе. Планка упала ниже плинтуса, так называемые "режиссеры" дотрахались уже даже не до мышей, а до тараканов и клопов.

Есть некоторые исключения, типа "Ликвидации", с бредовым сюжетом, до такого издевательства над историей не доходил даже Дюма, он же не писал о том, что Кромвель, например, желал свергнуть монархию во Франции, отрубить голову Людовику и устроить республику...
Можно вспомнить еще несколько исключений, "По прозвищу Барон", например. Но это безумная редкость.
Поэтому я не вправе предъявлять претензии Михаилу Анчарову, очень талантливому художнику, за то, что он слегка экономил свой талант при написании сценария этого сериала


Музыка - Илья Катаев, стихи - Михаил Анчаров










Мое кино
Tags: back to ussr, история, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments