Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

И снова дневник. 1983 год. Глава 25. Новая кинематографическая реальность

Двадцать четвертая глава

Феллини. Восемь с половиной. Otto e mezzo.

Несколько лет назад я снова пересматривал эту потрясающую картину, оторваться не мог. "Сладкую жизнь" какое-то время смотреть не хотелось, однако и ее тоже с удовольствием пересмотрел. Но "8 с половиной" - это нечто отдельное, особенное, самое-самое. Теперь я так думаю. Ну а 30 лет назад воспринимал фильмы немного иначе.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


12 июля 1983 года

Грандиозный Феллини

Грандиозная и удивительная фигура Феллини заслонила от меня весь мир искусств. Вот и сегодня я посмотрел последний из доступных мне (оказался не последним) фильмов - "Восемь с половиной". Больше мне не удастся (карта слезу любит), но и того, что я видел, хватит надолго, если не навсегда.
Я не готов написать о "8 с половиной", это позже. Скажу только что его исходная ситуация: фильм о том, как обдумывают фильм, хоть и всегда любопытна, но всё же где-то утрачивает увлекательность и цельность изначально. "Сладкая жизнь" значила для меня больше, да и "Амаркорд" тоже.

Но всё же это (8 с половиной) произведение высочайшее, и нет ничего непонятного, туманного, загадочного. Сон и явь перемешаны, но всегда ясно, где сон, где явь. Ясна и тема, и перипетии, и даже некое подобие сюжета. Во всяком случае, это не набор бессвязных картин, есть и сочные феллиниевские характеры, мужчин, особенно женщин, есть сквозное действие, немного больше внесюжетных образов, метафор, мгновенные временные перемещения, но это всё уже как следует освоено кино и не вызывает лишних реакций.

Суховатый Скорсезе

Кроме Феллини, я видел еще 3 фильма. Об одном, польском, "Песня в траве", нечего говорить.
Другой, американский, Франка (sic!) Скорсезе, называется "Король комедии", очень точный, злой, жесткий фильм о том, как в Америке упорный маньяк-психопат, страдающий манией величия, добивается популярности, признан королем комедии, хотя глуп и бездарен, но энергия его беспредельна.
Фильм сюжетный, суховатый, но отлично освещены в блестящих кинематографических образах - лаконичных и графичных - грани характера Руперта Папкина, главного героя. Его играет темпераментный актер Роберт де Ниро. Это не шедевр, но четко сделанный и умело снятый фильм.

Клеман средней руки

И третий, фильм Рене Клемана - La Baby-Sitter, переведенный как "Приходящая няня".
Не знаю, чем знаменит Клеман, он мастер средней руки (вот ведь я был идиот! У Рене Клемана есть несколько замечательных фильмов, я тогда этого не знал, ну так заткнулся бы). Фильму не хватает содержательности и глубины и хоть намеков на характеры, чтобы он был признан высокохудожественным произведением. И не хватает напряженности и умелой интриги для детектива.
Но нет и ничего общего с психологической драмой, не роли, не характеры, а маски, банальнейшие и пустые. Не спасает даже моя любимая очаровательная Мария Шнайдер, ей вовсе нечего играть.
И всё. На этом мое знакомство с кинофестивалем кончается.
Осталось еще "8 с половиной", но это придет, надо еще осмыслить и обдумать.

Пока прочел его (Феллини) мемуары - "Делать фильм". Для "8 с половиной", их понимания, получил многое. А о "Сладкой жизни" почти ни слова.
Феллини для меня одна из нескольких самых великих фигур мирового искусства ХХ века, он наравне с великими писателями и драматургами, а в Италии с ним можно поставить рядом лишь Пиранделло. Я понимаю, что Висконти, Антониони (Пазолини я не знаю (теперь очень хорошо знаю), Бертолуччи тоже великие режиссеры, но в Феллини есть что-то, чего в них нет, хотя мало их фильмов видел, но видел лучшие. Над этой проблемой тоже стоит подумать и разрешить ее крайне сложно.

13 июля

Неповторимый кризисный момент

"8 с половиной" - о перекрестке, кризисном моменте в судьбе художника, в данном случае кинорежиссера, которого изображает и играет неповторимый Мастрояни, он в этом фильме предстает умным и тонким артистом, грустно-иронически-мудрым, с каким-то даже интеллектуальным складом.
Начало - сон-кошмар, Гвидо (так зовут режиссера) бьется в машине, а кругом все на него внимательно и с интересом смотрят, не шевелясь и не помогая, он вырывается и взлетает в воздух. Кадр сверху вниз, головокружительный и блестящий.
Потом Гвидо просыпается, он на курорте с грязелечебницей, целебной водой, паром и чем-то еще. Атмосфера курорта, под грустную и одновременно веселую музыку Нино Рота (только он так умеет), с юмором, мягкими, грустными красками.
Аллеи, парк, дорожки, больные, с неожиданными и выразительнейшими лицами, монахини с самыми необычными гримасами и пр.. Гвидо бродит и грезит на ходу.
В одной из девушек, наливающих целебную воду, он видит героиню будущего фильма, который он так и не снимет, это ослепительная Клаудиа Кардинале, которая позднее появится под своим именем, так и не сыграв никакой роли.


Три переплетенные линии

В фильме есть три отчетливые линии, порой переплетенные, но вырисовывающиеся.
Линия режиссера и его коллег по съемкам фильмов, продюсера, сценаристов, консультантов, актеров, тех, кто снимается и кто только хочет сниматься. Эта тема, эта линия и все разговоры, связанные с созданием фильма, наименее интересны, не увлекательны, хотя нельзя сказать, что скучны, ибо вводят в творческую лабораторию (ох уж это избитое выражение!) Феллини, но не затрагивая подсознательных пластов, действительно увлекательной стороны.
Здесь любопытен грандиозный макет космического корабля, на фоне которого происходит часть действия. И бесподобная сцена торжественного ужина по поводу открытия съемки, венчающая фильм. Мастрояни находит искру иронии в себе и вдруг пускается в клоунские штучки, и в результате залезает под стол.

Линия, так сказать, личной жизни Гвидо связана с предыдущей. Он запутался с женщинами, у него есть жена, все так же очаровательная Анук Эме, весьма своеобразной внешности, худощавая, серьезная. По сравнению со "Сладкой жизнью" погас чувственный блеск глаз, облик стал более духовным, усталым и нежным. Отношения супругов холодноватые, Гвидо явно ей частенько изменял (а она, похоже, нет), он порядочный эгоист. И во время всего фильма, увидев свежую фигурку женщины, он внимательно ее разглядывает. Возможно, что таким образом он ищет образы для фильма, но это двойственный интерес.


В умиротворенном равновесии

У него есть постоянная любовница, противоположность жене, открыто чувственная, как говорится, знойная женщина - Сандра Мило, создавшая впоследствии вереницу образов сексуальных женщин в фильмах Феллини - в "Джульетте и духах", в "Амаркорде", проститутку-нимфоманку по кличке Лисичка. Здесь намечает тему, она отличная актриса, довольно тонкая. (это моя ошибка, в Амаркорде Сандра Мило не снималась, там была Градиска - Магали Ноэль, скончавшаяся в 2016 году)
Но сложности в личной жизни Гвидо не доходят до конфликта, остаются в умиротворенном равновесии, хотя жена видит любовницу и даже знает ее, но не требует признаний.
Рядом с Гвидо его приятель Марио, 65 лет, который влюблен в молоденькую девушку по имени Глория, и живет с ней, понимая всю сомнительность своего положения. Глория вычурна, вымученна, томна, капризна, нарочито прихотлива. Эта пара существует в фильме то ли для контраста с Гвидо, то ли просто как любопытный случай.
Как и пара телепатов, хотя они еще готовят цирковой финал, но занятны сами по себе.

Фантазии разветвляются

И третья часть фильма посвящена снам и фантазиям Гвидо. Со сна начинается, и далее сны усложняются, разветвляются, разрастаются, захватывая все больше пространства жизни и ощущений Гвидо.
Появляются образы его детства, в этих кадрах ощущается зародыш и родство с более поздним "Амаркордом". Отец и мать возникают на фоне странных пейзажей, напоминая о том ясном и чистом, что у него было (отца играет тот же колоритный актер, что отца Марчелло в "Сладкой жизни").
Среди чистых образов детских лет однако есть и иные - проститутка Сарагина, женщина грандиозных размеров, восхищавшая детей своей мощью и необъятностью (в "Амаркорде" она превратится в мощную торговку, которую поднимает юный герой фильма).


Согласно вольным законам сна

Но кроме воспоминаний, есть и явные фантазии, кульминационный пункт которых в сцене "гарема" Гвидо, когда он окружен всеми женщинами, которых знал и которыми обладал за свою жизнь. Здесь жена в домашнем платье, подчеркнуто выполняющая работу по хозяйству, показывая, что знает свое место и не претендует на большее, здесь любовница, Сарагина, Глория (заодно), девушка с Гавайских островов.
Они в диковинных нарядах, их парад карнавален, беспорядочен, непредсказуем. Всё происходит согласно вольным законам сна, где может произойти что угодно. Они сначала нагревают бак с водой для Гвидо, потом раздевают его и начинают купать. Гвидо почему-то сидит по шею в белой пене в шляпе и очках. Уморителен кадр сверху.
Потом Гвидо вытаскивают, и тут вспыхивает женское недовольство: оказывается, те, кому больше 30 лет, отправлены в подвал, таков устав (всё это имеет вид упорядоченного и бесконечно увлекательного бреда). Но оттуда вырывается танцовщица Жаклин, которую Гвидо когда-то знал. Женщины бунтуют против устава, Гвидо выхватывает хлыст дрессировщика и начинает стегать и гонять их, как лошадей в цирке.
Всё успокаивается, и Жаклин уходит под эстрадную мелодию, под которую она когда-то делала стриптиз.


Что это? Материализованная мечта-фантазия Гвидо, да и всякого мужчины? Или образ его жизни, утрированный до гротескового бреда? Не знаю, но эти кадры фильма, где царствует новая, загадочная, не освоенная никем до того кинематографическая реальность, прекрасны.
Прекрасен и музыкально-цирковой финал, когда выходят клоуны и играют незатейливую, но щемящую, грустно-веселую мелодию Нино Рота. И по команде Гвидо с режиссерским рупором в руках высыпают все до одного персонажи фильма, который не снял Гвидо и снял Феллини.
Все берутся за руки и танцуют вокруг арены, явно напоминающей арену цирка, под музыку клоунов.
Вот такой конец, по-моему, бесподобный и невоспроизводимый, хотя немало режиссеров, не только кино, но и театра, были под влиянием клоунской поэтики Феллини и старались создать нечто схожее, но не получалось.





Тут фрагменты из фильма
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/3707239.html

Мои дневники
Tags: гениальное, фильмы-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments