Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

И снова дневник. 1983 год. Глава 23. Сага о Сладкой жизни. Первая часть

Двадцать вторая глава

Кадры из фильма "Сладкая жизнь". Прекрасная Анита Экберг. Прекрасная Анук Эме

"Время, начинаю про Феллини рассказ", - так высокопарно я озаглавил эту главу несколько лет назад. На самом деле, это просто сбивчивая, порой бессмысленная, в основном, бестолковая попытка рассказать о великом фильме великого режиссера.
Но что-то в этом есть.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


10 июля 1983 года

Прорыв за пределы конструкций

Те прорывы за пределы выстроенных кинематографических конструкций, фабульно-сюжетных, конкретно-психологических, логически последовательных, у Феллини не исключение, а закон создания фильма.
Это чисто поверхностный взгляд, но очень трудно подступиться к такому мастеру, слова теряют смысл, бледнеют, опошляются на лету, и я постарался найти максимально возможный и ясный подход.
Я впервые ставлю задачу такой серьезности - что-то выразить, вякнуть о фильме Феллини "Сладкая жизнь", ведь "Репетицию оркестра" и "Амаркорд" я боязливо обошел, меня хватало покуда на что-то не крупнее Н. Михалкова.
В "Сладкой жизни", при его сложнейшей художественно-философски-нравственной структуре, системе, есть сюжет, точнее, целый ряд сюжетных линий или тематических циклов, т.к. о последовательном развитии характеров говорить не приходится, всё происходит иначе - характер почти не преображается, но раскрывается всё более и более, по образу цикла, замкнутого круга: некое состояние - движение по орбите от него - и возвращение на новом уровне. То есть, не цикл, а спираль. Я совсем спутался, это дико сложно!

Цикл соблюдался в "Амаркорде", где структура фильма определялась сменой времен года и состояний природы. Так что здесь, в "Сладкой жизни" переименуем тематический цикл в тематический ряд. Хотя начало и конец этого ряда иногда совпадают, равны друг другу и никогда не противопоставлены.
Что ж это за тематические ряды в фильме? Они в чем-то сходны со структурой сюжета, но отличаются, так как могут переходить из одного сюжетного ряда в другой.
Оговорюсь: я пока не касаюсь философской системы, она вырастает на основе, на слитии, на сумме всех составных частей и самостоятельна. И порой создана подспудно, через образ, нюанс, что тяжело распознать, а порой прямо выражена в тексте, который иногда несет нагрузку не меньшую, чем образ чисто кинематографический (и вот здесь может сыграть роковую роль переводчик.)

Надо еще заметить по поводу общего настроя - этот фильм (Сладкая жизнь) мрачнее, чем более поздний "Амаркорд", хотя вот в своей книге Феллини написал об отталкивающем, нехорошем ощущении, которое связано с фашизмом, что оно есть в этом фильме о детстве. Но на мой взгляд, и фашизм-то в нем лишен звериной рожи, нечто неприятное, но не определяющее жизнь всех этих людей.

Тематические ряды и сюжетные линии

Итак, тематические ряды и сюжетные линии "Сладкой жизни".
Линия Марчелло. его поисков смысла жизни, счастья. иногда покоя. Марчелло главный герой, он проходит сквозь все темы и кадры, и вбирает из каждой и каждого оттенки, в результате раскрываясь и углубляясь.
Его женщины, каждая несет свой тематический ряд, свою тему, свою линию.
Тема собственно сладкой жизни богачей, бездельников и пр., особенно ярка, звучна у двух героинь, связанных с Марчелло.
Маддалена - Анук Эме, суховатой внешности, с большими чувственными глазами. Она скучает и мучается своей богатой жизнью, и прожигает ее, в конце концов, вопреки желанию. Капризная ночь у какой-то бедной женщины в доме, потом странное признание Марчелло в любви на вечере у герцога, вот ее ломаная сюжетная линия.
Каждая из вечеринок и оргий фильма - целый отдельный спектакль, где у каждого своя роль, психологически и внешне отделанная, есть завязка, кульминация и развязка, слезы, трагедия и юмор, и надо не один раз видеть фильм, чтобы понять функцию каждой роли. У Феллини вообще нет маленьких ролей, и даже когда главные роли играют известные кинозвезды, они не солируют, не подчиняют себе действие, они наравне с неоднородной и потрясающе интересной человеческой массой, с группами людей.

Маддалена из таких сцен-спектаклей занята в сцене вечера в герцогском замке. Это второй вечер (в смысле званый вечер) в фильме. Но о других потом.
Фильм, кстати, начинается с вертолета, летящего над Римом и несущего какую-то статую. В нем сидит Марчелло, его друзья, а внизу проплывает город.
А потом кабаре, где танцуют дикие китайские танцы, совершенно страшные и надрывно диссонирующие. Там и начинается сюжетное действие, но ненадолго задерживается.
А вечер у герцога происходит уже после пьяных плясок и бесчинств по поводу прилетевшей американской кинозвезды Сильвии, блистательной, бесчувственной, взбалмошной - Аниты Экберг. После вечера у Стайнера, наиболее пристойного в фильме, хотя и относительно.

Хаос, распад и гниение

И вот герцогский замок, пустые залы, заброшенные своды и коридоры, и там неистовствует разношерстная толпа всевозможных национальностей и сортов; дворяне, герцог - старый и забитый, плетущийся сзади. Юный отпрыск герцогского рода, скоморошествующий выродившийся узкоплечий дебил. Бабушка, которая сидит посреди этой почти оргии и не желает ничего слышать и видеть. Рядом с герцогами проститутки разных категорий и герцогские дочери, готовые тоже переспать с кем попало.
Выделяется Николина, которая привезла Марчелло, роскошная и очаровательная шлюха, с сексуальным низким чарующим голосом. Маддалена в этом мире утраченных ценностей, упадка и разложения - своя, плоть от плоти. Марчелло - пока гость, он журналист, который пишет об аристократических сплетнях и занимается рекламой. В прошлом у него был литературный талант, но он продал его, и более и более предает, чувствуя нравственное падение, но абсолютно не видя выхода из этого тупика.
В герцогском замке он ведет романтические разговоры о любви с Маддаленой, а потом проводит ночь с какой-то не то шлюхой, не то герцогиней, всё одно. Кстати, его постоянные отношения с женщинами его не удовлетворяют, не дают ничего.
В герцогском вечере уже чувствуется хаос, распад, гниение, которые прорвутся с дикой силой в финальной оргии.

Ускользающая белокурая бестия

Но это потом. Сильвия - белокурая бестия, ускользает от Марчелло, не дается в руки. При ней какой-то Роберт, напивающийся в ресторане во время оргиастических почти танцев Сильвии, то ли любовник, то ли муж, с умным ироническим взглядом, пропивающий и ум, и талант.
Сцены с Сильвией для Марчелло - встреча с тем, чего он никогда не достигнет, полной безмятежности, жизнерадостности, детской глупости и отсутствия намека на рефлексию.
Сильвия прыгает в фонтан, Марчелло за ней, он пытается овладеть ею, она, как скользкая и холодная рыба, выскальзывает вновь, он кричит: "Мы не так живем!" по колено в вроде. Но вдруг выключают фонтан, и почти волшебная сцена становится нелепой и смешной.

Ни Сильвией, ни Маддаленой Марчелло так и не овладел. У него еще есть Эмма, с которой он живет большей частью, она ревнует, скандалит, ссорится, но только она его и любит. Это нечто противоположное его раздерганной, раздрызганной, беспокойной жизни, Эмма его раздражает своими требованиями, т.к. Марчелло законченный эгоист.
Эмма близка к земле, природе, она верит в чудеса, что мадонна может явиться людям. Эта вера - другая ипостась фильма, другой полюс по сравнению с холодно-пустым безверием большинства его героев. Вера в наши дни (фильм снят в 1959, но это остается в силе) опозорена, опошлена, растоптана. У человечества нет ничего святого.
И таким образом заявлена и развивается линия-тема журналистов, которые, как трупные мухи облепляют кинозвезд, аристократов, не дают им даже пукнуть без кинокамер и фотоаппаратов.
Они главные участники кульминационной сцены фильма - освящения места, где дети увидели мадонну.
Наивная религиозность людей используется ради гротескно-гигантского шоу-репортажа.





Мои дневники
Tags: гениальное, фильмы-1
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment