Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

И снова дневник. 1983 год. Глава 13. Теккерей и прочие иностранцы

Двенадцатая глава

Уильям Мейкпис Теккерей

Три книги трех совершенно разных авторов. Читал их с разной степенью удовольствия, иной раз с трудом, по необходимости. Но зато в те годы я заложил столь мощный, поистине гранитный литературный фундамент, что до сих пор на нем держусь.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


10 мая 1983 года

Сильнее Диккенса

Теккерей почему-то кажется мне сильнее Диккенса. Но, возможно, я его подзабыл, надо возобновить знакомство. Но "Ярмарка тщеславия" показался одним из лучших романов вообще, и юмор, и психологически прописанная судьба (не слабее, чем у Толстого), и сложность образов.
То же и в "Истории Генри Эсмонда", великолепной исторической повести, после Смоллетта читается как шедевр литературы. Пластичное письмо, со вкусом прописанный исторический колорит, цвет далекой эпохи, немного юмора (куда меньше, чем в "Ярмарке"!), немного стилизации.

Едкость, сатира - понемногу, но за всем, внутри - всё же глубокая, неистребимая любовь к Англии и ее несообразностям, которые и мне необычайно милы и приятны, и не могут не пленять (было и прошло!).
Но в "Эсмонде" история и психологическая достоверность сопряжены, нет легковесности Скриба (его "Стакан воды" о том же времени и с теми же героями, Анна, госпожа Мэчем, Болингброк) и ближе к исторической правде.
Ясное представление о сути эпохи, о партиях и о содержании стремлений каждой партии. Есть порой идеализация-романтизация чувств, но всё проникнуто едкой насмешкой, трезвым пониманием, свойственным XIX веку, мистики чувств уже нет.
Есть тончайшие эпизоды, первое исчезновение пастора Холта, вообще все моменты описания нравов и быта, а также действенные куски. Слабее - любовный элемент и рассуждения о чувствах, есть и сантиментик, и морализация, но она, в основном, от стилизации под мемуары XVIII века.
Роман и тонкий, и яркий, из утонченнейших английских книг.

11 мая

Гуляки, выпивохи и красавицы

Еще по образам: очень достоверны особенно Каслвуды, Томас, Фрэнсис и юный Фрэнк, праздные гуляки, кутилы, выпивохи. Но в сущности добрые люди.
Старая виконтесса, считающая себя красавицей, нарисована с истинно теккереевским юмором, но смех не заглушает ее привлекательных, патетических черт.
Исторические лица, даже выписанные двумя штрихами, тоже точны: Мальборо, королева Анна, принц Джеймс, Болингборк, Свифт - он уж слишком противен, Стил и Эддисон - слишком много их пьянства. Но главный герой Эсмонд, как психологический образ, не удался, чересчур благороден, не хватает грана правды, но не хватает.

Изысканно-бушующий Грасс

Еще один превосходнейший немецкий писатель, современный, Гюнтер Грасс. "Встреча в Тельгте" - о мифической встрече писателей, поэтов XVII века в конце Тридцатилетней войны.
Явные параллели, честно обозначенные, со Второй Мировой войной и ситуацией в тогдашней Германии. Великолепный язык, изысканно-бушующий стиль, цветной, буйный, то нарочито простоватый, то иронично усложненный, а иногда архаизирован, но тонко, искусно.
Перевод неплохого мастера Ю. Архипова иногда слишком русифицирован, но в целом хорошо, у него была нелегкая задача.

Мысль о силе и бессилии письменного слова, как оружия против войны и человеческих безумств. Не согласен я с советским предисловием. Все тот же Архипов здесь, по-моему, нечестен, но что поделаешь! Спасибо, что вообще эту блистательную повесть напечатали. Грасс идеологически не выдержан, иногда допускал антисоветские мнения. Ему хорошо, а советских читателей лишал удовольствия, однако он и не обязан подделываться под них, то есть под нас.

Сила и слабость художников слова

Грасс очень диалектически точно показал и важность, необходимость художников слова поднимать свой голос, произносить своё "несмотря ни на что" (trotzdem Alles!) (правильно Trotz allem, но я тогда написал так), и бессилие их потуг, обреченность их политических начинаний. Но и обреченность на бессмертие истинного искусства, вопреки всему.
Быть более оптимистичным, чем Грасс, глупо. Он верно расставил акценты. А по буйству образов, силе языка - едва ли не первый сейчас немецкий писатель, сильнее Ленца, не хуже Кёппена (тем более тот замолк) и Андерша. Может быть, есть кто-то лучше Грасса, но я такого не знаю. Хотя я не читал Бёлля, лишь "Глазами клоуна" в театре видел. Может быть, он?

12 мая

Сухая мадам

"Принцесса Клевская" мадам де Лафайет - занятный роман XVII века. Абсолютно не женский, типично классицистский - сухо, точно, рационализм всепроникающий, как в литературе XVIII века, но здесь нет юмора.
Женщина, замужняя, любит другого, красавца герцога, тоже влюбленного в нее. Ее муж тоже хороший человек. Психологический треугольник, описанный и разобранный математически четко и достоверно. При жизни мужа принцесса борется со страстью и побеждает ее, и после его смерти удаляется от света.
Всё сопровождается тонким анализом эволюции чувств.
Но все это любопытно, однако скучновато, и будь роман подлиннее (а он, слава богу, короток), я бы его не осилил. И признавая немалые достоинства стиля мадам де Лафайет (любовницы блистательного Ларошфуко), сознаюсь, что роман оставил меня равнодушным.

Кадр из фильма "Принцесса Клевская"


Мои дневники
Tags: литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments