Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

Век Александра Володина


100 лет с его дня рождения исполнилось 10 февраля, а я все эти сомневался - писать или не писать? Ничего оригинального не скажу.
Александр Моисеевич Володин - один из лучших русских драматургов (и как частный случай кинодраматургов) второй половины ХХ века. Выстраивать иерархию или тройки-пятерки-десятки писателей - идиотская затея. Художники не слесаря и не госсоветники, на разряды не делятся, разве что в шутку.
Пьесы Володина проверены временем, а лучше критерия не бывает. "Фабричная девчонка", написанная в 1955 году, отлично и с успехом шла в в начале 80-х в театре имени Моссовета, в филиале я видел тот спектакль, в главной роли блистала очаровательная Людмила Дребнева. Ставится и сейчас. Проблема личности, "отрывающейся от коллектива", по-прежнему актуальна и не связана с каким-то определенным строем, супервайзеры и менеджеры разных звеньев точно так же не любят, чтобы в их рядах кто-то выделялся и оказывался свободным человеком.
Про "Пять вечеров" можно подробно не рассказывать, это пьеса, не привязанная к "пятачку" времени, она останется интересной по крайней мере до тех пор, пока существует человечество.

Секрет актуальности и современности лучших пьес и сценариев Володина прост: они о людях, о человеческих чувствах и взаимоотношениях, любви, ненависти, ревности, зависти, доброте или наоборот, а вовсе не о "производственных проблемах", устаревших и исчезнувших вместе с самим производством (как это получилось у Александра Гельмана, да он и сам это понимает, о чем не раз говорил в своих интервью). Всё банально и элементарно, вот только отнюдь не банальны и не элементарны сами герои драматургии Володина, их конфликты и весь дискурс, свойственный их взаимоотношениям.
Вот, собственно говоря, и всё. На мой взгляд, это бесконечно много, так как мало о ком из современников и коллег Александра Володина по ремеслу можно было бы написать примерно то же самое, mutatis mutandis.

Но есть еще один небольшой нюанс. Володин был не только драматургом (кинодраматургом). Он писал короткие рассказы и - что особенно замечательно - стихи. И на фоне многоликой современной русской поэзии сумел найти и сохранить свой голос, свой стиль и свои ракурсы.
Вот

Недвижно пылают закаты.
Рассветы восходят сурово.
Готовы к убийствам солдаты
и беженцы к бегству готовы.
Готовы супруги к разлуке,
готовы к беде властелины.
Тем временем полдень над лугом
склоняется, жаркий и длинный.
Готовы к обманам святоши
и к недоеданию дети.
Готовы могилы.
И все же рассветы восходят и светят...

Здесь перестроек механизмы,
приоритеты плюрализма
и что-то брезжит впереди.
Но долгосрочные прогнозы
нам обещают только грозы
и в лучшем случае дожди.
Под недостроенною кровлей
начальство с приостывшей кровью
сидит разрозненной толпой.
А впереди?.. На все вопросы
ответ прямой: "Возможны грозы
и дождь на годы проливной".
Хоть наша вера и ветшает
прогноз не врет. Не обещает
тепла. Спасибо и на том.
Но вдруг, подросши, наши дети
снесут сырые бревна эти?
Прогноз пророчит и погром.


Здесь можно почитать еще
Tags: литературное, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments