Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

И снова дневник. 1983 год. Глава 4. Камю, Тургенев и Толстой

Третья глава

Сцены из спектакля "Калигула". Режиссер Андрей Житинкин, в главной роли Александр Балуев

Такой странно асимметричный набор писателей. Но что ж делать, если я читал в те дни именно их?
Пьеса Камю "Калигула" тогда еще не была переведена на русский язык, по-французски я читал с трудом, потому прочитал ее в английском переводе.
Только после перестройки "Калигулу" и перевели, и начали ставить. Первым это совершил мой старый друг и товарищ Андрей Житинкин. Он приглашал меня на свой спектакль, но я в 90-е годы просто не мог ходить в театр, был занят маленькой дочкой и работой с утра до вечера и даже ночью, поэтому отказался под каким-то предлогом. Впрочем, это уже другая история.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Калигула и философы

6 марта 1983 года

Альбер Камю - "Калигула", великолепная драматургия, о пределах власти, но менее всего политическая пьеса (хотя на сцене она только такой и была, всё о Гитлере), а философская драма.
Власть здесь философская категория, с экзистенциалистским содержанием, имеет политические очертания - внешне.
Крах Калигулы = крах безграничной власти, ограниченной хотя бы жизненными пределами. Калигула поставил себе в закон невозможное, и не выдержал.
Для Камю второстепенно то, что ради этого он уничтожил тысячи людей. О людях не думает и Херея, философ, борющийся с Калигулой из чисто философских соображений. И мальчик, связанный не совсем чистыми отношениями с императором - Сципион разрешает философские дилеммы, хотя у него Калигула убил отца.
У Калигулы важная черта - презрение к человечеству, вполне обоснованное теми героями, что есть в пьесе. И оттого, узнав о заговоре, он не казнит заговорщиков, не веря в столь жалкую опасность. Но после этого алогична нелепая смерть Калигулы от кинжалов заговорщиков.
Но вопрос о власти и терпении подданных пусть это сужено и односторонне по сравнению с мыслями Камю - очень остро поставлен, и потому эта пьеса может привлекать внимание в разных театрах и разные времена, да и у нас.

В роли Калигулы - Олег Меньшиков

Классика не без прелести

Почитал в последнее время немного русской классики, отличная вещь. Пьесы Тургенева - тонкая и психологическая драматургия, лучше "Месяц в деревне", конечно, но это и так ясно.
Еще превосходно - "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка", хотя и неглубоко.
"Нахлебник" - с хорошей главной ролью, мелодрама, приближающаяся к трагедии. "Холостяк" - занятная штучка, хотя асимметрична, недовылеплена. И еще пара одноактовок, "На большой дороге", "Вечер в Сорренто" - не без прелести.

"Нахлебник". МХАТ. В главной роли Михаил Яншин

Мощно о русском мужике

Потом на одном дыхании проглотил "Записки охотника", а ведь я их не знал, есть золотые слитки "Касьян с Красивой Мечи", "Гамлет Щигровского уезда", да и почти все остальные, хоть есть несуразности стиля, ненужно-развлекательные места, назойливость порой и пр.
Но мощная книга о русском мужике (а он и посейчас такой, хоть из книг Можаева, Астафьева вычитать можно) и серия несравненных характеров.

Психология - глубже некуда

Но самое гениальное, что я прочел, раньше умудрился не прочесть - первая книга Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность", психология подростка, комплексы, слабости, сложности, нюансы просто энциклопедически отразил Толстой. Глубже, в общем, никто не проникал даже в наш век психоанализа.

12 марта

Читая ранние произведения Л. Толстого, я было даже решил, что у него не было столь явного "раннего" периода, настолько глубоки и сильны его первые произведения - трилогия о юности, рассказы "Набег", "Рубка леса", о Кавказе.
Казалось, Л. Толстой сразу вошел в литературу сформировавшимся зрелым писателем. По существу так оно и было. Но прочтя "Казаки", я все-таки понял, что это не "Война и мир", заметно слабее, со слюнцой, со слабостями в композиции, которых потом не будет. Хотя сильные стороны явнее.
Но "Детство" и т.д. - просто "обыкновенный шедевр", психологичнейшее исследование, до самых укромных лазеек, без стыда, как ланцетом - поразительно, да и только.

Чертопханов с жидом

Некоторые прочитанные мной книги поразили несоответствием результата ожиданиям, в лучшую сторону. "Мейстер" Гёте - думал: нудь, старо, неинтересно, взял нехотя, а прочел взахлеб. То же с "Записками охотника", поразительная вещь, затертая в школьной программе. Подумав, я понял, что лучшее в этой серии рассказов - "Недопюскин и Чертопханов" и "Конец Чертопханова", потрясающий характер Чертопханова, с лошадью, с "жидом" (не помню, что имеется в виду, но только идиот будет тут искать антисемитизьм) и т.д.

Михаил Козаков и Маргарита Терехова в ролях Папы и Мамы главного героя в телеспектакле по Льву Толстому




Мои дневники
Tags: литературное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments