Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

О русском театре 1979-1981. Глава 11. Фантазии за гранью эксцентрики

Десятая глава

Сцены из спектакля "Фантазии Фарятьева". Фотографии очень плохие! Но хорошие я не нашел. Извините

Занятный был спектакль, да и пьеса тоже.
Будучи на практике в театре "Современник", я несколько раз посмотрел эту постановку, в том числе и из-за кулис. По тем временам, это было очень интересно, выбивалось из общего ряда нестандартной фантазией.
Автор пьесы Алла Соколова скончалась в декабре 2018 года. Я посвятил ей небольшой некролог.

Ну а "Три сестры" из музея... В 1940 году это была новаторская постановка Немировича-Данченко, выдающаяся, необыкновенная, и еще много хорошего можно про нее сказать. К концу 70-х годов ХХ века она превратилась в то, о чем я там написал. Добавлю, что безобразно вела себя публика, наполовину состоявшая из школьников. Это было ужасно. Впрочем, каюсь: когда я сам был школьником, хотя и не старшеклассником, я вел себя в театре так же.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Здоровыми жизненными скачками

А. Соколова. Фантазии Фарятьева
Режиссер - Л. Толмачева, декорации - Д. Боровский

Философская декорация - не противопоставление, а доброе соседство лестницы, ведущей вверх, и простой реальной земной комнатки. Стиль спектакля - метафора и эксцентрика, повышенный ритм, театральность средств. И фигурные, расставленные мизансцены, и метафорика текста (звезды - излишне).
Начало в ускоренном ритме, Алла Покровская и Игорь Кваша берут и начинают основную линию. Но их диалог чуть заострен, убыстрен. Кваша слегка суетлив, оправданно.
Козелькова, Маркова далее - неслыханный взрыв темпа, на скоростях. Сначала мешает, но потом темп, отлично заданный, становится спокойным, идет здоровыми жизненными скачками, и паузы воспринимаются легко, после бурного начала даже замедленное действие воспринимается естественно.
Актеры излишней скорости не теряют. Кваша очень искусно, через внутренние толчки, приводит к кульминации, рассказу о своей доброй и благородной теории.
Толмачева хорошо распределяет театральное время, владеет искусством ритма. И она же умеет рисовать мизансцену, организовать позы актеров, и понятные, нужные в данный момент, и удачные по расположению света и тени.

Марина Неелова. Я ее в этом спектакле не видел

Ритм гротеска

Эксцентрика спектакля не автономна, это чуть эксцентричный показ жизни, нормальной и типичной. Козелькова же переводит жизнь прямо в эксцентрический гротеск.
Маркова, Покровская - ритм, даже чрезвычайно скорый, держат естественно, без изменения правде (что я хотел сказать?!). Крики, истерики, ссоры мгновенно возникают и испаряются, очень театрально, но с точными приметами.
Покровская - страдающая женщина, не находящая близкого человека, брошенная любимым, не удовлетворена жизнью, на Фарятьева реагирует оправданно, он смог ее увлечь своей верой в возможность людского счастья, своей незамкнутостью в узкой сфере.


Фарятьев Кваши не может не увлечь слушателя, это коренное свойство актера - заставлять верить в то, что он говорит, во что он верит. Он очень прост, несмотря на необычные, "громкие" слова, которые он произносит, совершенно не вычурен. Чуть литературный, жеманновато-искусственный местами текст А. Соколовой у Кваши идет от сердца, он перерождает материал. Он нашел там самое главное - доброту и желание помочь людям, веру в их лучшую судьбу, в их доброе естество.

Из-за такого отношения к людям, повышенного, его любовь к Александре вроде бы немыслима для нас, но в исполнении Кваши она реальна. Другое коренное свойство актера - в самых экстремальных, невероятных, странных ситуациях он остается естественным. Он доказывает всем, и внешним обликом, и взглядом, что иначе в такой ситуации поступить нельзя. Зритель верит и в правоту его слов, и в целесообразность поступков.
Поэтому Фарятьев не кажется сумасшедшим или хотя бы не совсем уравновешенным. Он просто очень хороший, добрый и привлекающий к себе человек. Он увлекает всех окружающих людей, он даже околдовывает на миг свою Дульсинею - Александру. Но в исполнении Покровской это не менее сильный характер, она привязана к земле, к своему прежнему чувству, ее Фарятьев уже увлечь полностью не может.

Блеск трагикомичности

Замечательный момент, когда к ней опять пришел Бетхудов и зовет к себе. Александра буквально в вихре, Люба пытается ее удержать, падает на колени. Их фигуры физически борются, одна опрокидывая другую, потом нависая обратно. Мизансцена точно рисует и их прямую борьбу, и две силы в душе Александры.
Это эпизод, полный снова сильного ритма, и театральный, и психологически точный. Толмачева умеет психологическое существо показать во внешнем рисунке (что это значит? что я хотел сказать? бред какой-то, но - слова не выкинешь), подобно Эфросу, может быть, под его влиянием.
И с блеском раскрыта трагикомичность, если не считать финала - чуть больше, чем нужно.

Сцены из спектакля, только тут Марина Неелова, а не Екатерина Маркова


Мертвый Чехов из музея МХАТ

А. Чехов. Три сестры
Режиссер - В.И. Немирович-Данченко, художник - В. Дмитриев

Неживой спектакль. Архаичен по форме, психология испарилась, но осталась некоторая культура в соблюдении традиций.

На современном уровне Е. Евстигнеев - Чебутыкин. Человек с несостоявшейся судьбой, не проявивший себя ни в чем. Он тоскует по лучшей жизни, но не верит в возможность узнать счастье при жизни.
Всё, что связывает его с жизнью - семья Прозоровых, и он сидит, впитывая в себя запахи дома, ощущая атмосферу.
Евстигнеев ни на секунду не прерывает единой линии существования на сцене. Он полностью принял мхатовские традиции и лучшим образом их воплощает, с поправкой на настоящее современное искусство.
А. Мягков - Тузенбах - пустослов, милый, обаятельный, влюбленный, но все его слова о работе - красивые рассуждения.
Е. Киндинов - Соленый - традиционен, мрачен, несчастный, уязвленный человек с комплексами.

Андрей Мягков, Светлана Коркошко и Евгений Евстигнеев в этом мертвом спетакле


Мои дневники
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment