Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

О русском театре 1979-1981. Глава 9. Вариации на вечную тему

Восьмая глава

Маргарита Терехова в спектакле "Тема с вариациями"

Терехова мне очень нравилась как женщина, но я ее почему-то сильно критиковал как актрису, судя по моим дневниковым записям. Почему, за что - уже не помню. Впоследствии свое отношение к Тереховой пересмотрел. Но что было, то было.

Театр имени Моссовета. Есть в той моей тетрадке описание только одного спектакля этого театра, хотя ходил я туда часто.
Это была первая постановка Сергея Юрского в Москве после его "эмиграции" из Ленинграда. В принципе, небезынтересный спектакль, хотя и не шедевр.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Пьеса с монстровидной структурой

С. Алёшин. Тема с вариациями
Режиссер - С. Юрский, декорации - Э. Стенберг

Спектакль ведут два актера - Ростислав Плятт и Сергей Юрский. Структура пьесы "монстровидна", Алёшин завернул душещипательную историю, взяв сюжеты из "Перед заходом солнца" и "Сирано де Бержерака" и весьма профессионально и органично перенес их на современность.
Включение отрывков из этих двух пьес понятно и естественно, но оно исключает весь алёшинский текст, убивает его.
С другой стороны, отрывки маловаты, хочется, чтобы они были крупнее.
Так что структура противоречива и взаимоисключающа. Однако Р. Плятт пронес одну тему и через свою роль у Алёшина, и через Клаузена и Сирано - чистое и сильное чувство пожилого человека, остроумного и ироничного, стыдящегося своего чувства.
Он далек от каких-либо реальных, земных желаний. Так как этот человек слишком высокой нравственности во всем, он слишком хорош для ХХ века, по-хорошему "старомоден", то есть чист и благороден. Он чувствует свою ответственность перед женщиной, которую любит. И отрывок из Гауптмана - может быть, тайная мечта, согревающая Дмитрия Николаевича.

Любовь - не Роксана

М. Терехова очень сексуальна, притягательна и по-женски обаятельна - сценично. Но ее исполнение очень неровно, лишено общей темы. Моменты подлинного драматизма сменяются претенциозными манерными вскриками. В роли Инкен Петерс она слишком сексуальна, ее тема - желание Клаузена, она ощутимо хочет его. Плятт - Клаузен не неожидан, но серьезный образ.

Коллега Д.Н. - Игорь - С. Юрский, циничный человек нашего времени, практичный и всему знающий цену. Приезжает к Любови Сергеевне (ее играет Терехова), чтобы выяснить, чего она хочет. А она невольно принимает его за Д.Н.
Юрский очень точно проводит следующие за этим сцены, он вне себя, добивается всего, чего надо, от Любы и, лишь уезжая, понимает, что наделал. С ужасом, болью он кричит: "Ты веришь мне?!"
Д.Н. все узнает, и опять, как сокровенное желание, возникла сцена из "Сирано" - Роксана узнает подлинного де Бержерака. С удивительной скромностью и гордостью одновременно говорит Плятт: "Любовь моя, я не любил тебя".
Но Люба - не Роксана, она не узнает подлинного Д.Н., а когда узнает, то в порыве страдания оскорбляет его и уезжает. Потом пишет извиняющееся письмо. На этом все кончилось.

М. Терехова играет Роксану индифферентно, без видимой трактовки. Свою же последнюю сцену проводит хорошо - это один из сильных, искренних моментов.
Плятт свою тему сделал интересней и изучил ее с разных сторон, глубже раскрыл ее в классических отрывках. С. Юрский намного интереснее и многостороннее (не чем Плятт! а чем образ выписан у драматурга. Вот ведь как неточно я выражался подчас) сыграл своего героя, сделал его ярким и довольным типичным, чего почти нет в тексте.

Необязательный спектакль

Юрский как режиссер не проявил себя с самой лучшей стороны.
Присутствие костюмеров, гримеров на сцене не мешает очень, но и не нужно. Это весьма претенциозно и неумно, по-моему. Лучше всего поставлен кусок из "Декамерона", никак не связанный с тканью спектакля. Юрский здесь очень пластичен, выразителен, заставляет вспомнить свои эстрадные чтения. Терехова очень сексуальна и в своей стихии. Плятт же просто отдыхает и ничего не делает.
Если б не актеры, этот спектакль не был бы никому нужен, но и в таком виде его существование необязательно (ни фига себе вердикт!).
Как ни странно, Плятт гораздо живее ощущает и передает дух романтики, рыцарства, чем Терехова, совсем не романтичная, а очень опытная на вид и себе на уме женщина. Чистые создания у этой актрисы не получаются.


Могуч и страшен национальный образ

Мамин-Сибиряк На золотом дне
Реж. - А. Ремизова (по телевизору)

Страсти почти шекспировские, актеры их в клочки не рвут, стараются в меру искренне преподнести.
Н. Гриценко - купец Молоков - в традиции, идущей от мхатовского "Горячего сердца". Могуч, необуздан, нелеп и страшен.
Есть просто драматичные моменты. Гриценко доказывает, что и этому купцу доступны человеческие чувства любви и особенно ненависти.
Прекрасны детали - ремень, вся повадка, каждый жест продуман и отработан. Актер с явным удовольствием бушует, гуляет, орет, пляшет, ни на секунду не перейдя границы естественности. Сильный, не без обаяния, глубоко национальный образ.

Николай Олимпиевич Гриценко в роли Молокова. Пишут, что его в этой роли даже родственники не узнавали

Мои дневники
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments