Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

О русском театре 1979-1981. Глава 8. Брехт, Есенин и Пушкин на троих

Седьмая глава

Виталий Шаповалов - выдающийся русский актер с Таганки. Царствие ему Небесное

"Турандот" по пьесе Брехта "Турандот или Конгресс победителей" - самый отъявленно "антисоветский" спектакль, из тех, что я видел в те годы. "Смелый", как тогда говорили. А более он ничем не был интересен. Разве что обильным использованием туалетной бумаги в качестве бутафории - яркое опровержение мифа о дефиците туалектной бумаги в СССР, по крайней мере, в 1979-81 годах.
Ну и пара довесочков. Проходной спектакль "Пугачев" - без Высоцкого он был скучноват, честно говоря. И мои впечатления о чтении Медного всадника Папановым.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Притча на туалетной бумаге

Б. Брехт. Турандот
Режиссер - Ю. Любимов, художник - Д. Боровский, музыка - А. Шнитке, зонги Б. Слуцкого

Притча. Смысл спектакля во всем согласуется со смыслом брехтовской пьесы.
Вертушка, двухэтажная декорация, задняя стена оранжевая, в конце озаряется кровавым светом.
По всей сцене висят свертки туалетной бумаги (якобы дефицитной, ггг), на ней пишут, она изображает деньги.
Действие в Китае, бегают за вертушкой, приседают, особая "китайская" пластика.
Много зонгов, хорошая в меру музыка. Суть не в этом, суть в политическом смысле разворачивающихся событий.

Глупый правитель с толстой рожей (Ф. Антипов - в манере, пригодной для спектакля). Нищая страна, говорят, что ей приходит конец, у народа нет ситца, хлопка - ходят голые, без порток.
Институт "туалов" - высшая плуто- и бюрократия, на особом положении, ничего не делают, только создают формулировки и вспоминают цитаты некоего классика Ка Ме (Карл Маркс, по-видимому), никому сейчас не нужного.

Феликс Антипов - очень хороший был актер с Таганки. Царствие ему Небесное

Созывается конференция "туалов" по поводу ситца и нищеты народа. Все говорят не по делу. Их казнят: они бегут внутри вертушки и вылетают куда-то вбок.
В. Соболев играет "туала"-учителя, его прогоняют, убивают ученики, предсмертный зонг - один из драматических моментов подлинного чувства. Другой - Р. Джабраилов - крестьянин, с ужасом отвергнувший школу "туалов".
Сцена урока - злая сатира, фальшь, лицемерие, пытаются словами исправить неисправимое положение.

Беспорядки, император растерян. Гангстер Гогер-Могер - В. Золотухин, его не приняли в школу "туалов", так как он не знал 5х3, подцепил принцессу. Становится диктатором. История похожа на Гитлера, но Золотухин - с грузинским акцентом.
Начинается разгул террора, голоса со всех сторон, казнят тех, кто знал диктатора раньше. Гогер-Могер - во всех искусствах, всюду сует свой нос.
Народ уходит. Финальный зонг о песке.

Нехудожественная смелость

Спектакль крайне, умопомрачительно смел и довольно-таки обобщен.
Суть - предостережение: вот что случается с нищим государством без власти, с прослойкой сытых отъевшихся бездельников, правящей массами и заставляющей всех думать, как "туалы" этого хотят.
Даже для этого театра чрезвычайно дерзкое и свободное произведение.
Нельзя не преклониться перед смелостью духа Ю. Любимова!
Хотя в художественном отношении ничего очень нового нет.

Русь пьяная

С. Есенин. Пугачев
Режиссер - Ю. Любимов, художник Ю. Васильев

Не поэтический спектакль, но от стиха никуда не уйдешь, не вяжется с грубой фактурой полуобнаженных могучих мужских тел.
Деревянный наклонный в зал помост, внизу топор в плахе. Сбоку колокола. Цепи звенят, много шума, крика.
Интермедии - весело, сыграны лучше, чем стихотворные перипетии поэмы. Эпизод с проездом Екатерины, переодеванием мужиков, мужичонка - Р. Джабраилов - трогательный образ без слов.
Три мужика с балалайкой - Русь пьяная.
В. Шаповалов - Пугачев - могуч, необуздан, веет силой, пОтом и волей. Б. Хмельницкий с сильным чувством, надрывом читает стихи. Остальные - масса.
Хор плакальщиц холодноват, дети не вытягивают, это надо с большей силой.
Эстетика соблюдена, но вообще спектакль слишком короткий. Интересно было поставить, но зачем он все эти годы идет? Не знаю.
Высоцкий в роли Хлопуши. Я его в этом спектакле уже не застал


Типа бонус. Высоцкий - Хлопуша




Большой актер и маленький человек

Медный всадник

Читает А. Папанов - по телевизору. Просто, современно прочтено, вся трагедия - через внутренний мир, восприятие Евгения. Обобщенного, не маленького человечка, а просто обыкновенного человека, порядочного и неглупого.
Медный всадник - Петр I - глазами его, как страшная, неотвратимая сила, делающая обычного человека маленьким, давящая, сжимающая его. Боль за подавленную человеческую личность в ходе истории.
Это выражено просто и мягко, ничего не форсировано, нет штампов актерского чтения. Чтение скорее философское, чем игровое.
Но нет пушкинского размаха и глубины интеллекта, и объективного признания необходимости Петра I.
Хотя ругать за более гуманистический и конкретно человечный подход нельзя, за это можно только похвалить.
Чтение высокопрофессионально и подтверждает неоднородность актерского дарования А. Папанова.


Мои дневники
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments