Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

О русском театре 1979-1981. Глава 3. На подмостках смутного времени

Вторая глава

"Взрослая дочь молодого человека". Л. Савченко и Ю. Гребенщиков

Таганка. Описания спектаклей - фрагментарные, рваные, дискретные, ну так я и не пытался создать цельный текст. Старался быть объективным, но, наверное, все равно чувствуется, что эстетика театра Юрия Любимова мне не была близка. Слишком всё это было плоско, примитивно, без полутонов.
С другой стороны, именно театр на Таганке играл в те годы роль политической оппозиции, весьма умеренной, да другую бы и подавно не разрешили.
Театр имени Станиславского. Дотоле скромный и малопосещаемый, он в 1979-80 году переживал бурный расцвет, там работали выдающиеся режиссеры, а один из них - гений-анахорет, "наш Питер Брук" Анатолий Васильев.
Его второй спектакль (описание первого я тут выкладывал) был... даже не знаю, какие тут слова употребить. В общем, он стал Событием Сезона.
Но когда я его посмотрел, днем, на генеральной репетиции, на которую мы с однокурсником Валерием Жадовым проникли тайком, через служебный вход, я еще не знал, что это настолько замечательный и культовый спектакль. Хотя, безусловно, не мог не заметить, что это не очередная рядовая премьера, а нечто незаурядное.
Опять-таки это не рецензия, а опыт быстрой реконструкции для последующего анализа.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Изгибы режиссерской мысли

По Маяковскому. "Послушайте!"
Режиссер - Ю. Любимов, художник - Э. Стенберг

Типичный для эстетики театра спектакль. Агитационно-публицистическо-поэтический.
Весь на стихах, их иллюстрации и иллюстрации судьбы поэта.
Эта судьба подана ярко, выпукло, весьма драматично - эмоционально воспринимается.
Очень сильный формалистический элемент переполняет структуру действия, не всегда оправдан, часто неясен, почти абсурден.
Актеры резвятся и выполняют живо и легко прихотливые изгибы режиссерской мысли.
В. Шаповалов, В. Смехов, В. Золотухин, Б. Хмельницкий несут основную нагрузку. Формалистический элемент тоже - четыре Маяковских (пятый - Д. Щербаков, неизвестно для чего существует).

Сцена из спектакля. Еще с Высоцким. В 1979 году он уже не участвовал в этой постановке


Открыто режиссерский спектакль, без ролей, без драматургии, держится лишь на актерах. Ю. Смирнов, Р. Джабраилов, И. Дыховичный и др. - без них ничего не было бы.
Спектакль точный, четкий, яркий, но воспринимается как анахронизм. Когда-то это было ново, сейчас уже не то. Сам принцип подобного представления мне не близок и неприемлем. (вот взял - и наехал! но так я воспринимал, из песни слов не выкинешь)

Парадоксальная игра бытом

В. Славкин. Взрослая дочь молодого человека.
Режиссер - А. Васильев, художник - И. Попов

Спектакль странен, экспериментален. Смещение акцентов, парадоксальные приемы иногда достигают цели, иногда "пусто" - В. Жадов (его словечко)
Внутренний эпатаж и внешний эпатаж. Потенциально садистские моменты заимствованы.
Очень много разнообразного внешнего действия - танцы, движения, крики, истерика. Диагональ декорации, активная музыка, баловство режиссера - сидят молча и едят - это театрально.
Активно-парадоксальное привлечение быта и все-таки игра бытом. Оригинальная деталь - телевизор, вовлеченный в игру. Всё вовлекается в игру, и текст помогает.
Общий тон пьесы и спектакля - ностальгический, но со вздохом облегчения. Тоска по молодости и сознание того, что тогда не всё было прекрасно, равно как и теперь. Новые сложности у молодых, радости у немолодых.


Баланс между трагедией и легкой иронией - постоянно. Истерические крики, возня, нешуточный спор - и вдруг: а все не так плохо в нас и в нашей жизни.
Иллюзия жизни, с игрой и театральностью.
А. Филозов тонок, умен, интеллигентен, многого не говорит, но это есть в подтексте. Разочарованность и желание бороться.
Ю. Гребенщиков - необыкновенно жизненен. Простой мужик из Челябинска, приобщился к столице, его танец точен. Вообще оба органичны.
Э. Виторган более индифферентен и не оригинален, "правильный" человек во всем заграничном. Стихия нахлынувших воспоминаний и его захватила. Актер не прояснил сущности, чтобы было видно, мы все узнаем из текста.
Л. Савченко - жена, очень женственна, симпатична, женщина во всем.
Молодежь - традиционно, не хуже Арбузова, более точные приметы.
Игровость, эффекты, рожденные в искреннем порыве - хорошо.
Но повторение прекрасно сделанного танца три раза замедляет, мешает. Хотя разница имеется и чрезмерной затянутости нет, есть обстоятельность.
Финал и лишний, и очень симпатичный. И замечательно создана атмосфера, настрой.

Сцены из спектакля. Покойные Юрий Гребенщиков и Альберт Филозов.

Покойная Лидия Савченко и ныне здравствующий Эммануил Виторган


Мои дневники
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments