Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Categories:

О русском театре 1979-1981. Глава 2. Гамлет нашего времени

Первая глава

Вот она - та самая заветная тетрадка, витиевато и хитровымученно мною разрисованная

Писал я не только и даже не столько о Высоцком, сколько о спектаклях, в которых успел его застать, увидеть живьем. Не факт, что эти записи могут быть кому-то интересны.
Их главная, если не единственная ценность - непосредственность впечатлений. Написано сумбурно, невнятно (я иной раз сам не могу понять, что хотел сказать), не всегда последовательно и логично. Рука не поспевала за мыслью... Но зато штрихами воспроизводится облик спектакля. По крайней мере, я старался.
Отдельное спасибо Саше Ефимовичу, благодаря которому мне тогда удалось посмотреть весь репертуар театра на Таганке.

Описания спектаклей следовали одно за другим, без всякой иерархии, и часто после шедевра шла проходная постановка. Буду воспроизводить всё так, как было в тетрадке.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

Неотвратим конец пути

Шекспир. Гамлет
Режиссер - Юрий Любимов, художник - Д. Боровский

Главное - смерть, судьба и необходимость слепого, необузданного порыва, бунта.
В. Высоцкий - бунтарь, понимающий бессмысленность борьбы, но бьющийся. Слова звучат органично, прочувствованно, но это Гамлет не интеллектуальный, не философ.
Любимов подчинил Шекспира своему замыслу - обеднил, но всё же цельно и сильно.
Могила на сцене, черепа - и об них разбивают яйца могильщики.
"Быть или не быть" - лишь о смерти. Сцена с черепом Йорика сыграна Высоцким на высочайшем уровне, тоска, боль, живая и мгновенная, отражается в его глазах. Раздумья над жизнью и смертью - не отвлеченные, а пропитанные страшной болью - это очень хорошо.
И тема безнадежного бунтарства, поединок с судьбой, со смертью - близки театру, близки Высоцкому - "Кони привередливые".

Стихи Пастернака перед спектаклем отражены ходом спектакля.
"Чашу эту мимо пронеси" - внутренняя тема Высоцкого.
"Неотвратим конец пути" - смысл и занавеса, и могилы, и всего хода режиссуры.
Спектакль горький и безотрадный; все сволочи, а порядочные люди гибнут.
С занавесом много находок, очень сильных, ярких, глубоких. Сцена с Офелией - когда Гамлет хлещет этот занавес, и суть - через реакцию Полония и Клавдия.
Внешняя выразительность часто грубовата.
Дешево: сцена с актерами, причудливо разросшаяся, как уродливый гриб. Очень глупо и ни к чему.
Сцена могильщиков с присоединением текста и реплик от себя - неумно.

Алла Демидова и Владимир Высоцкий




Действующие лица и исполнители

Клавдий - Смехов - молодой Пиночет, мясник.
Полоний - Штейнрайх - Мюллер или Кальтенбруннер.
Гертруда - Демидова - слабая женщина.
Финал символический, не согласован, неясен.
Смерть Гамлета сама - сыграна очень горько и точно, очень больно. Высоцкий страдает за Гамлета вместе с нами.
Вообще трагедия вся целиком, без сокращений. Наиболее удачный шекспировский спектакль в Москве.




Есть полная аудиозапись


Мои дневники
Tags: Высоцкий, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments