Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник 1978-79. Глава 16. Патологическая Васса Железнова

Пянадцатая глава

Сцена из спектакля. Георгий Бурков и покойная Алла Балтер, Царствие ей Небесное

Тут я разбираю, описываю и анализирую не просто удачный, а гениальный спектакль, с которого начинал Анатолий Васильев, уникальный режиссер. И в том спектакле Васильев еще не был самим собой, еще до конца не раскрылся, да и я не сразу тогда понял, с каким явлением я столкнулся. Поэтому придираюсь к мелочам, и критикую постановку не по делу. Но... слова не выкинешь.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

1 декабря 1978 года

Горький натурализм

Первый вариант "Вассы Железновой", на мой взгляд, лучше и интереснее второго, но недаром Горький не хотел, чтобы его ставили. Слишком сильное там психологического натурализма пьес Гауптмана и ему подобных.
Постановка его на современной сцене - явление закономерное и спорное. Горьковские физиологические мотивы этой пьесы в чем-то согласуются с современными веяниями - Уильямсом и т.д. Но в этом состоит и трудность, опасность. Можно повториться.
Не избежал этой опасности и режиссер А. Васильев в постановке театра Станиславского. Он сильно под влиянием многих новомодных приемов не лучшего качества: неестественно мертвенной подсветки с замедленными движениями под надрывающую музыку. Есть в спектакле также натуралистические сцены - весьма чужеродные, так как в целом режиссура условна.
Но несмотря на просчеты, несамостоятельные моменты - получилось крайне интересное произведение, тяжелый, мрачный, оголенно-графичный спектакль о людях, неизлечимо больных нравственно и физически, о людях, мечтающих и не имеющих силы вырваться из ада повседневной жизни.

Сексуально озабоченные граждане

В спектакле нет ни одной честной женщины - все или просто шлюхи, или неспособные к этому, но страстно хотящие. Мужчины все больны, сексуально озабочены, извращены и несчастны!
Режиссер строит спектакль на принципе замкнутого круга - каждый герой двигается по кривой, есть момент казалось бы выхода, но он возвращается назад. Судьба властвует над всеми и мало того, что не дает уйти, а даже тех, кто уехал, манит обратно в самое чрево ада, обратно в родной дом.

Васса Е. Никищихиной - отвратительная, маленькая, похожая на лягушку женщина, не менее несчастна, и она мстит детям за ее униженное женское достоинство, за неосуществленные женские мечтания, за неспособность любить теперь.
Это кажется, что она властвует над всеми. Нет, она затянута вместе с другими, ей не легче, чем всем. Тем, что она подделывает завещание, она добивается лишь того, что не одна будет гнить в своем аду. Над героями пьесы властвует темная сила, вряд ли тут дело в обществе. Спектакль не дает признаков времени, он абстрактен - и, может быть, Васильев хотел дать картину человеческой жизни вообще.
Дети Вассы - Анна (А. Балтер), хорошенькая, манящая и холодная, равнодушная. Она ненавидит всех за то, что ее жизнь растоптана больным мужем, и пытается удовлетворить свое постоянное желание с кем угодно, и мужчины тянутся к ней, чувствуя почти не реализованный сексуальный потенциал.

Жуткое порождение ада

Павел (В. Бочкарев) - горбун, одно из самых жутких порождений этого ада. Он ущербен и где-то детски чист, любит жену, но не способен ее удовлетворить, и жажда женщины приводит его к богомольной, юродивой Наталье, жене другого сына, Семена (Л. Полякова). Своей обделенностью они составляют ужасную и вместе с тем гармоничную пару.
Павел ненавидит брата Вассы Прохора за то, что тот здоров, и с ним спит его жена (жена Павла). Г. Бурков играет человека с первого взгляда крепкого, эпикурейца, не низкого бабника, а ценителя женской красоты. Пожалуй, Прохор наиболее умен и обаятелен из всех, кажется нормальнее всех. Но и он не вырвется, и он - умрет. Так как за пышущей здоровьем внешностью притаилась разъедающая болезнь, от неумеренного образа жизни. И потому его оказалось легко убить, как клопа. И сцена смерти лишает нас малейших симпатий к этому человеку.

Свобода блудить с кем попало

Венерическую болезнь подхватывает и Семен (Б. Романов) где-то в городе, как видно, в публичном доме. Хотя поначалу он кажется независимым и свободолюбивым, по правде Семен - болезненный мечтатель и ничтожный человек, распутный трус, достойный своей жены, распутной в мечтах.
Людмила, жена Павла, любовница Прохора, "гулящая", как ее называют, вроде бы опровергает закон замкнутого круга, безраздельно господствующий в спектакле. В ее свежей, почти не тронутой гнилью цинизма внешности (М. Хазова) есть нечто притягательное, и ее флирт кажется просто поисками свободы. Но это лишь на первый взгляд. Актриса, как и все, раскрывает второй план - она испорчена, ее разврат - разврат, а не независимость. И мнимая свобода в финале - лишь свобода блудить с кем попало, пока она также не получит венерической болезни и умрет, как все.
Такова семья Железновых, таковы практически все герои спектакля. Служанки полностью заражены от господ. Лина (И. Каширина) - полная, белокурая русская красавица, имела ребенка от одного из детей Вассы и убила его. Ее шантажирует Михайло Васильевич (Ю. Гребенщиков), вроде, деловой человек, но втайне истосковавшийся по женскому телу, пытающийся изнасиловать допрашиваемую служанку. Он не совсем прост, кроме того, что он - явный любовник Вассы, его все время мучит совесть, и он убеждает себя, что по совести не проживешь.

Неестественная вражда

Это еще одна тема спектакля. Ибо кроме неестественности сексуальной (что необычайно важно в спектакле) между членами семьи Железновых вообще неестественные отношения вражды, ненависти, зависти. Так что племянник убивает дядю, сестра пытается убить брата, и почти все глядят на эти ужасы с садистским удовольствием.
Я ничего не говорил про актерское исполнение, но, видимо, ясно, что актеры внимательно и кропотливо выполняют замысловатую линию режиссера и образуют безупречно согласованный ансамбль.

Слева - сцена из спектакля, справа - Анатолий Васильев репетирует


Мои дневники
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments