Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky

Category:

Дневник 1978-79. Глава 13. От экзистенциализма к маньеризму

Двенадцатая глава

Ирина Печерникова в спектакле Малого театра "Ревнивая к себе самой". Тирсо де Молина

Вон какие умные слова я тогда уже знал.
И вновь я ходил в театр чуть ли не каждый день и упорно, нудно заставлял себя писать о спектаклях, и хороших, и средних, и плохих. Не о каждом спектакле писал, не каждый день это делал. Но более-менее регулярно работал, учился, учился и учился. Наверное, чему-то научился - да не понадобилось в жизни. Все годы учения прошли впустую...
Немножко и на несколько часов я влюбился в Ирину Печерникову. Что не удивительно - уж очень она была хороша тогда!
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

29 октября 1978 года

Всякая власть неправедна

Интеллектуальная драма Ануя "Антигона" вполне удовлетворительно поставлена в театре Станиславского.
Режиссер Львов-Анохин отсек все лишнее и в точности следовал указаниям драматурга. В спектакле нет ничего лишнего, всё подчеркивает центральную философскую проблему.
Антигона - Т. Майст - совсем еще юная, некрасивая девочка, неврастеническая, с комплексом неполноценности. Она волнуется, может ли Гемон любить ее как женщину. Кроме того, Антигона наделена не сразу ясной внутренней силой - и это не просто упрямство, а инстинктивное убеждение в своей правоте.
Ануй - экзистенциалист во многом - понимая необходимость и вынужденность кровавых жертв для любого правителя, кроме того считает, что жертвы эти необходимы.
И Антигона поняла, что она предопределена в жертву, чтобы показать Креону самый страшный парадокс власти: нужно, чтобы кто-то правил государством, для блага общества; но чтобы твердо, по-настоящему править, нужны жертвы, ложь, лицемерие, приходится приносить в жертву всё, даже когда не хочешь, даже самое близкое - и в результате наносится вред тому же обществу. Поневоле вспоминаешь слова Христа, Иешуа из "Мастера и Маргариты", что всякая власть неправедна.

Битва Антигоны с Креоном

Олицетворение губительности власти, правителя Фив играет Л. Сатановский, играет тихо, не нажимая на свои актерские данные (рост и голос), вообще без нажима, без какого-либо стремления выделить что-либо.
Креон - не злодей, он добрый и умный человек, он не властолюбив, он просто выполняет, и весьма честно, свой долг. И когда на него обрушиваются беды, его жалко, и во время спора с Антигоной мы почти что на стороне царя, так разумно, мягко, а порой грубо (но не из-за жестокости) он убеждает Антигону остаться в живых, раскрывается перед ней целиком, не утаивает ни одного уголка своей души.
Удивительно проводит эту сцену Л. Сатановский - без единого эффекта, крупного жеста, неторопливо, настойчиво - и вот тут убеждаешься, что такое настоящая, ненавязчивая глубина актерской игры, не какие-то пласты, философские глубины, а просто сосредоточенность и собранность.

Леонид Сатановский - Креон. Т. Майст - Антигона

Но Креон осужден на смерть Антигоны. Она сверхчеловеческим чутьем поняла это, она идет на смерть не как героиня, какая-нибудь Зоя. В эти моменты появляется мотив рока, предопределения.
Власть не сокрушается этими жертвами (Ануй лишен революционного мировоззрения), а просто властитель расплачивается муками совести, такова природа власти, но править продолжает, не может уйти от дел. Лаконичен до символа последний проход Сатановского - Креона, пошатываясь, опираясь на трость, с опечаленным лицом, он идет на очередной прием, от которого он не властен отказаться.

Без параллелей с фашизмом

Креон - истинно трагическая фигура. Он также фигура ограниченная. Не понимая высоких, недостижимых идеалов и из ряда вон выходящих поступков, он развивает философию жизни как счастья самого по себе, философию спокойного существования, наиболее удобную ему как правителю. Это мещанская мораль, возведенная в высокую степень. Смешно здесь усматривать параллели с фашизмом или явную почву для фашизма. Креон - не захватчик, не диктатор, он просто ограниченный в чем-то человек.
И против этого также восстает Антигона, она выше креоновских умеренных принципов, противостоит его стройной системе. Но Ануй глубоко убежден, что подобные натуры обречены на гибель, к сожалению.

Роль для Татьяны Майст

И Антигону уводят потные, пошлые, отвратительные стражники с автоматами - необходимый атрибут власти Креона. Может быть, одна из причин несправедливости власти - она зиждется на подобных гнусных типах.
В этих зверях, точнее обывателях, и есть начало фашизма. Подобные люди и сейчас есть повсюду, также и у нас. И они уводят грубыми толчками Антигону.

Т. Майст как будто специально создана для этой роли. Молодая актриса точно выполняет замысел Ануя, начиная с внешности и кончая дерганностью, неуравновешенностью, странной улыбкой и т.д. Она достойная партнерша Креона в их философском, интеллектуальном диспуте.
Одним словом, строгий, лаконичный, умный спектакль, отмеченный хорошей актерской культурой и 2 яркими и серьезными работами.

31 октября

О штампах испанской комедии

Пьесы Тирсо де Молина почти не появлялись на русской сцене, во всяком случае на московской, за последние 20 лет.
И вот - "Ревнивая к себе самой" в Малом. Спектакль поставлен: превосходная, стилистически верная декорация, живое, динамичное актерское исполнение, легкое, игровое зрелище. А к чему поставлен Тирсо - не ясно!
Штампы испанской комедии господствуют и в декорации, и в манере актерской игры почти всех актеров, и в занавесах, из-за которых появляются действующие лица.
Пьеса очень театральна, текст выше всяческих похвал, замысловатая любовная история смотрится, слушается и воспринимается публикой очень хорошо.
Но почти не чувствуется в ней особого почерка Тирсо, его двойственности; нет лихорадочных кошмаров, нет трагизма или, если хотите, безнадежного разочарования. Хотя есть один раз, в финале первого действия, в мелькании цветных пятен и туманно-неясном свете, вдруг чувствуется маньеристская интонация. Но это лишь эпизод, показывающий эрудицию и образованность Хейфеца. Но режиссер, видимо, побоялся провести эту концепцию до конца - спадет интерес публики, и всё такое.


Ирина Печерникова и Иванушка-дурачок

Психологизм Тирсо почти не нашел отражения в актерах, лишь только И. Печерникова, играющая главную роль, очень серьезно, не поверхностно разбирает запутанные чувства своей героини.
Она и легка, грациозна, и порой драматична, хотя и не забывает ни разу, что это комедия. Печерникова - еще очень интересная, пикантная женщина, и это способствует внутреннему очарованию созданного ей образа.
Печерникова - центр и мерило всего спектакля. Ни один исполнитель не может быть приближен к ее уровню. Непосредственный партнер актрисы Н. Верещенко хорошо владеет голосом, словом, телом, даже шпагой, обаятелен, несколько напоминает Иванушку-дурачка, слишком наивен и, в общем, тряпка.

Имеют место отдельные недостатки

Его слуга очень необаятельно и с какими-то фальшивыми интонациями сыгран Еремеевым. Хотя хорошо выражен его цинизм и расчетливость (жаль только, что эти качества всего лишь соседствуют с юмором, а не выделены, как характерная черта эпохи).
Остальные тоже двигаются и произносят текст неплохо, если не считать В. Езепова - отца Магдалены. У него нет ни ощущения стиля, эпохи, ни точно выстроенной линии.

Музыка явно неподходящая, хотя Хейфец, слава богу, избег мюзикла, и танцы в финале - отнюдь не самого высшего вкуса, недостойны давней культуры Малого театра, которую я, кстати, весьма чту и которая дает ростки в каждых последующих поколениях.

Кадр из фильма-спектакля "Ревнивая к себе самой"


Мои дневники
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments